среда, 1 июля 2015 г.

Как делаются альпинисты. Часть 3. Курмычи

Густой туман окутывает скальный гребень со всех сторон, скрывая за собой великолепные пейзажи окружающих гор. Порывы холодного ветра несут из облака крупинки мёрзлого снега, которые больно бьют по лицу. Замёрзшие руки в мокрых перчатках крепко сжимают ледоруб. За перегибом бесконечного скального хребта показывается ровный снежный гребень, в середине которого, в тумане, виднеется тот заветный деревянный треугольник. Вершина!? Страховочная верёвка резко натягивается, не давая сдвинуться с места...

Три дня июньских праздников - это отличный повод провести время в горах. Берём дополнительный отгул на четвёртый день и отправляемся в наше любимое Приэльбрусье, которое так завораживает своими пейзажами и невероятно сильной энергетикой гор. Вот и наступил тот момент, когда мы технически готовы совершить наше первое категорийное восхождение. Ещё в прошлом году мы загорелись идеей сходить в июне на Софию, но потом нас убедили в том, что она сложновата для первого раза и в июне там слишком лавиноопасно. Поэтому немного меняем наши планы. Тем более, что есть на что менять. В августе прошлого года во время акклиматизации перед восхождением на Эльбрус, из-за грозы мы не дошли 50 метров до вершины Курмычи (4050 м.) Об этом можно прочесть здесь. Решили снова испытать судьбу и повторить попытку. К тому же в июне там ещё лежит снег и сложность прохождения маршрута повышается.

В составе нашей команды четыре человека: Лёша, Дима, Серафима и я.

В посёлке Эльбрус нас уже ждёт Леонид Сергеевич - инструктор альпклуба Фрилайн. С ним мы проведём эти долгожданные выходные.

Но перед этим нам нужно заехать на погран. заставу, чтобы получить заказанные заранее пропуска. В ожидании новых приключений у нас отличное настроение, поэтому немного дурачимся, пока ожидаем выдачу пропусков.

Заветные именные листочки - пропуска в погран. зону у нас! Едем к месту встречи с инструктором. Он уговаривает нас жить в гостинице, а не в палатках, объясняя это плохим прогнозом погоды и тем, что после отдыха в тепле, в высушенной за ночь одежде, эффективность наших занятий будет гораздо выше. Решили довериться его огромному жизненному и альпинистскому опыту и заселились в гостиницу. На организационные вопросы потрачена половина дня. Сегодня у нас акклиматизационный выход. Одеваемся, берём рюкзаки с водой и небольшим перекусом и отправляемся на машине в посёлок Терскол. Оттуда начинается грунтовая дорога, которая ведёт к обсерватории, находящейся на Пике Терскол (3150 м).
За пол дня нам предстоит набрать около 1000 метров высоты. Идём не спеша по дороге, наслаждаясь окружающими пейзажами, которые ещё не успели скрыться в тумане.

Начинает накрапывать дождик.
Проходим мимо водопада Девичьи косы и продолжаем топать вверх.

Дальше дорога делает большой крюк, поэтому сворачиваем с неё и идём напрямую через большой снежник и довольно крутой подъём.

Здесь отрабатываем технику передвижения по снегу.

На вершине находится действующая обсерватория и сгоревшее, полуразрушенное здание метеостанции, которое напоминает загадочный блуждающий в тумане замок из мультфильмов.
Делаем небольшую остановку
и начинаем спускаться вниз по живописной тропинке с которой открываются завораживающие панорамы Баксанского ущелья и ущелья Терскол.
Возвращаемся в гостиницу, ужинаем и ложимся спать, чтобы выспаться перед завтрашней тренировкой на леднике Кашкаташ.

Тропа к леднику идёт от альплагеря Джантуган в ущелье Адыл-Су. До альплагеря (около 6 км) можно было доехать на машине, т.к. она была вписана в пропуск, но Леонид Сергеевич заставил нас идти пешком от самого посёлка. Сначала мы не поняли зачем, но на следующий день были ему за это благодарны (это была акклиматизация, чтобы нам было легче при восхождении набирать высоту).

По дороге к Альплагерю проходим огромную Шхельдинскую лавину, которая зимой пересыпала дорогу и свалилась в реку.
Чуть выше на скалах военные занимаются альпинистской подготовкой. А тренирует их Николай Ильич!!! Кричу ему с дороги. Какая встреча!!!
Мы очень рады его видеть, но на долго не задерживаемся, чтобы успеть провести тренировку на леднике.

По пути заходим попить минеральной воды из неизвестного источника, который находится на берегу реки.

Дойдя до альплагеря, сворачиваем в сторону тропинки к леднику.
Проходим по лавине, сошедшей зимой прямо на тропу

и выходим на каменную осыпь, ведущую к леднику.

Останавливаемся, чтобы попить чаю.

Серафима идёт фотографироваться и умудряется свалиться практически на ровном месте и порвать штаны о камень. Зато получились хорошие фотографии.

У начала ледника надеваем обвязки  и кошки и тут слышим шум. Похоже на гром. Но это не гром... Это выше нас с ледника с грохотом обвалилась часть льда.
Жутковато... Начинаем тренировку.

Передвижение в кошках вверх, вниз и траверсом. Работа с треккинговыми палками и с ледорубом.

Учимся рубить ступени и крутить ледобуры.

Потом переходим к небольшой расщелине с практически отвесной стеной. Леонид Сергеевич делает нам сверху станцию, вешаем страховочную верёвку и пытаемся по почти отвесной стене подняться в кошках и с ледорубом.

Получается не очень...

Дима попадает ледорубом себе по лбу и приходится его немного подлатать.

На ущелье опускаются облака...
Начинается дождь. Спускаемся на морену, где оставили вещи и снова грохот. Теперь это гром! После грозы на Курмычах в прошлом году, у нас выработалась незамедлительная реакция на грозу в горах: бояться и убегать с каменной осыпи. Леонид Сергеевич поторапливает нас. Снимаем кошки, закидываем их в рюкзак и звеня всем навешанным снаряжением, начинаем бежать по каменной осыпи.  Вот мы уже в лесу, да и гром прекратился. Снимаем снаряжение и спускаемся по тропе.
 Над ущельем повисла огромная радуга!!!
Это невероятное зрелище остановило нас на несколько минут, чтобы полюбоваться и пофотографировать.

На обратном пути зашли в отделение МЧС, чтобы зарегистрироваться на завтрашний маршрут. Спустились к гостинице уже в темноте. Ужинаем, проверяем снаряжение и ложимся спать. Завтра может сбыться наша мечта - взойти на Курмычи. А может и не сбыться...

Подъём в 3 утра, завтрак. Доезжаем на машине до альплагеря Джантуган и идём к тропинке, которая ведёт на перевал ВЦСПС. О подъёме на этот перевал со стороны альплагеря мы были наслышаны от многих альпинистов и горных туристов. Отзывы не очень положительные, но нас это не пугает. Забираю из рюкзака Лёши палатку, чтобы пригрузиться и идти спокойно (как инструктор), а не бежать (как обычно). Рюкзак становится тяжёлым, потому что помимо палатки, там бутылка с водой, термос с чаем и всё железо (ледоруб, кошки, система, карабины, жумар и восьмёрка). Начинаем подъём.

Несмотря на дождливые прогнозы, погода пока радует. Чистое небо и солнышко освещают ущелье Адыл-Су, окрашивая его в яркие оттенки. Это удивительное ущелье меняется на глазах, по мере нашего подъёма.
А вот и Эльбрус, подсвеченный рассветом, показался за склоном.

На очередном привале мы с Лёшей вспоминаем весь год, прошедший с момента, когда мы не взошли на Эльбрус. После попытки восхождения в августе прошлого года, мы целый год ходили вокруг него. Я видела его вершину из Домбая, поднявшись на пятую очередь канатки. В ноябре любовались им из ущелья Адыл-Су. Смотрели и со склонов самого Эльбруса, на кажущиеся такими близкими, вершины. С ледника малый Азау и с ледника Гара-Баши (когда катались с гидом). И со склонов Чегета. В марте ходили пешком на скалы Пастухова и Приют 11, заночевав там. Весной целый день любовались им со склона горы Машук в Пятигорске, во время тренировки по альпинизму. И вот мы снова здесь, так близко и в то же время так далеко... Скоро мы пойдём туда снова, только теперь с севера, по более диким и нетронутым цивилизацией склонам. Сравниваем себя с малышами, которым не разрешают взять вкусную конфету, до начала праздника.

Продолжаем наш путь. Трава и деревья заканчиваются и начинаются каменные осыпи со снегом.

К ущелью со всех сторон подбираются облака...

Кажущаяся бесконечной каменная осыпь, приводит нас к перевалу ВЦСПС.

С перевала открывается новый пейзаж. В отличии от вида на ущелье Адыл-Су, ущелье Курмычи выглядит холодным и безжизненным. Оно закрыто со стороны Баксанского ущелья пиками МНР и солнце попадает сюда гораздо меньше. Весь ледник укрыт толстым слоем снега и видны следы сошедших лавин.
Оставляем на перевале один рюкзак с палаткой, спальником, ковриком и горелкой (которые брали на случай непогоды и незапланированной ночёвки).
Надеваем системы и идём к началу каменного гребня, который ведёт к вершине Курмычи.

Несмотря на подбирающиеся всё ближе и ближе облака, её пока хорошо видно.
У первой предвершинной башни (которые называют Жандармами) оставляем треккинговые палки и связываемся верёвкой. Леонид Сергеевич доверяет мне такое важное и ответственное дело - идти в связке первой.
Я стараюсь как могу, выбирая (на мой взгляд) самый безопасный маршрут и закладываю верёвку за рельеф. Идти первой в связке очень сложно, потому что нужно выбирать оптимальный путь с первого раза (чтобы потом не разворачивать всю связку). Нужно выбирать темп, с которым будет идти вся группа. Выбирать темп у меня не получается. Чувствую резкий прилив бодрости несмотря на высоту (приближающуюся к 4000 метров), и утомительный подъём на перевал. Леонид Сергеевич иногда прикрикивает на меня, чтобы я не возилась и шла быстро. Это придаёт мне ещё больше бодрости. Иду быстрее, чем ребята. Из-за этого верёвка всё время натягивается и мы дёргаем друг друга. У Серафимы и Димы иногда кружится голова и мы делаем небольшие остановки. Лёша чувствует себя хорошо.

Вот первое препятствие. Кулуар, в котором нас при предыдущей попытке восхождения застал град и гроза. И сейчас, по этому же сценарию, на нас опускается облако и начинает сыпать крупный мёрзлый снег. Но ледорубы пока не звенят, поэтому продолжаем путь.

За год рельеф здесь очень изменился, к тому же сейчас во многих местах лежит снег. То место, где мы в прошлом году пытались подняться, сейчас покрыто снегом. Справа очень сильная сыпуха. Подхожу к кулуару, в надежде, что поднимемся по снегу. Но под тонким слоем снега оказался лёд и чтобы подняться, нужно рубить ступени. Это очень долго, поэтому начинаем подниматься по сыпухе. Верёвку закладывать не за что. Все камни "живые" и вот-вот свалятся. Стараюсь идти как можно аккуратнее, придерживая каждый шатающийся камень. Лёша проходит за мной, а за ним ребята спускают несколько больших камней. Леонид Сергеевич предвидел эту ситуацию, поэтому находился немного в стороне от траектории падения камней. Но всё равно было очень страшно.

Преодолеваем сыпуху и впереди новое препятствие. Снежный надув на гребне. Как потом объяснил нам инструктор, по этому надуву можно было идти. Но я, вспоминая фильмы, в которых альпинисты срываются с таких надувов вместе со снегом, почему-то решаю обойти его стороной и создаю себе ещё одну проблему. Траверс по крутому заснеженному склону. Останавливаюсь перед ним, проверяя снег. Слой снега довольно толстый, сверху покрытый ледяной крошкой. При попытке поставить ногу, всё это ссыпается. Ниже крутая каменная осыпь и обрыв. Леонид Сергеевич кричит, чтобы я не боялась снега и хорошо утрамбовывала ступени, прежде, чем поставить ногу. Утрамбовываю две первые ступени, встаю на них, загнав ледоруб в снег по самые кисти рук. Перчатки тут же промокли, но мне пока не холодно, а жарко. От волнения впервые за весь подъём у меня сильно сбивается дыхание и я начинаю хватать воздух ртом. От этого у меня сильно пересыхает горло, но я пока этого тоже не ощущаю.  Утрамбовываю ступени одну за одной и преодолев траверс, выхожу на скалы и начинаю подниматься по более пологому каменистому склону, который местами закрыт неглубоким снегом. Потом снова крутой скальный подъём. Петляю между камней.
Ребята снова остановились по непонятной мне причине. Леонид Сергеевич кричит, что погода портится и чтобы я быстрее шла вперёд. Они ещё не видят вершину... Начинаю кричать ребятам, что осталось совсем немного, чтобы они собрались с силами и пошли. Но ветер, смешивает мои слова с туманом и уносит в ущелье.

Машу руками, показывая жестами, что нужно идти. Начинаю тянуть верёвку. И вот наконец мы сдвинулись с места и стали медленно продвигаться в сторону заснеженного гребня. Ступаю на гребень, выпрямляюсь в полный рост и случайным движением приподнимаю ледоруб на уровень плеча. Внезапно раздаётся такой знакомый и такой пугающий звук "Бзззз...". Отстёгиваю ледоруб от себя и бросаю на снег. До вершины около 50 метров по прямой, по ровному, довольно широкому заснеженному гребню. Жестами показываю инструктору, что звенит ледоруб. Спрашиваю разрешение оставить ледоруб и пройти по гребню без него. Он кивнул и крикнул: "Только очень быстро! Туда и обратно!!!". Я начинаю тянуть ребят, которые зависли на каменной осыпи в нескольких метрах от снега.  Они друг за другом потихоньку выходят ко мне. Бегу, временами проваливаясь в снег по колено.

И вот она! Вершина!

Вокруг всё в тумане, дует ветер и сыплет снег.
Быстро делаем пару фотографий и бежим обратно.
Теперь нужно спасаться. Погода совсем испортилась, видимости почти нет.
Надеваю капюшон, чтобы хоть немного укрыться от снега. На капюшоне четыре металлические заклёпки и он начинает звенеть. И ледоруб периодически гудит. Снимаю капюшон, опускаю ледоруб пониже. Обратно иду по следам, которые мы протоптали в снегу. Когда выхожу на камни, уже очень трудно ориентироваться откуда мы пришли. Всё кажется другим.
Подходим к каменной осыпи, на которой мы спустили несколько камней. Длины верёвки нам не хватит, чтобы спуститься по очереди. Понимаю, что если пойдём обратно тем же путём, то ребята свалят расшатанные камни прямо на меня. Леонид Сергеевич кричит, чтобы я искала другой путь, слева. На первый взгляд там обрыв. Но другого выхода нет. Лёша выдаёт мне побольше верёвки и я подхожу к самому краю. Пласты скал расположены по диагонали, образуя небольшие полочки. Можно спуститься лазаньем. Показываю, что нашла спуск, ложусь на полочку и начинаю сползать по ней, пока не касаюсь ногами относительно ровной поверхности. Верёвки как раз хватило, чтобы я смогла встать. Так же спускаются все остальные.

Дальше рельеф немного проще. Обходим ещё одну предвершинную башню и тут я понимаю, что где-то здесь должен быть снег, на котором мы оставили наши палки. А его нет... Да и рельеф незнакомый. Видимость немного улучшилась и я увидела, что мы идём не по тому гребню. Основной гребень, на котором местами был снег остался справа. И на снегу просматриваются наши следы. А мы уходим по второстепенному гребню, который заканчивается в огромном камнепаде. Нужно уходить вправо на основной гребень. Высоту мы не сильно потеряли, поэтому ищу путь траверсом. За перегибом рельефа замечаю наши палки на основном гребне, которые оказались очень хорошим ориентиром. Дима нечаянно спускает огромный камень, за который пытался держаться. Этот камень катится, спуская ниже нас камнепад, наполняющий ущелье жутким грохотом, пробирающим до мурашек. Наконец, выходим на основной гребень, забираем наши палки. Ледорубы можно убирать и идти с палками. Рельеф совсем простой, но камни стали скользкими, сыплет снег и всё в тумане, поэтому мы по прежнему идём в связке. Леонид Сергеевич даёт мне команду идти очень быстро. Я стараюсь, но из-за этого всё время натягиваю верёвку, дёргая Лёшу. А Лёша дёргает Серафиму, которая из-за этого начинает кричать. В итоге идти быстро совсем не получается. Но я всё равно стараюсь тянуть ребят, чтобы побыстрее выйти на перевал. Перевал уже полностью засыпало снегом.

Где-то рядом гремит гром. С перевала нужно очень быстро убегать, потому что в него часто бьют молнии. Забираем палатку и вещи, которые оставили, и не снимая снаряжения бежим вниз.
Наша задача спуститься с каменисто-снежной части перевала (где нет тропы) до тропинки к лесу. Иначе в темноте мы её не найдём и можем заплутать среди камней.
Уже в сумерках, в тумане находим начало тропы. Делаем небольшую остановку, чтобы снять с себя всё снаряжение и убрать в рюкзак. Здесь уже дождь. Понимаю, что очень хочется пить. Делаем по глотку чая и продолжаем спуск.

Темнеет. Ноги жутко гудят, но несмотря на это иду очень быстро. Тропа раскисла и стала скользкой. Периодически подскальзываюсь и падаю. Окончательно стемнело. Остановились, чтобы достать фонари. Нас догнали Серафима и Дима, за ними шёл Леонид Сергеевич, чтобы никто не отстал и не потерялся.  На спуске осознала насколько огромный этот перевал. Подъём вверх дался мне гораздо проще. Первую его часть, до начала камней и снега я вообще практически не заметила. Теперь усталость делает своё дело и спуск кажется бесконечным. Тропа всё петляет и петляет по лесу. Вдали, в темноте вижу огоньки альплагеря Джантуган. А раскисшая от дождя тропа всё петляет и петляет по склону. Кажется, что огни совсем не приближаются. Не помню сколько мы так ещё шли, но вот началось выполаживание, потом ручей и ровная тропа. Бросаю рюкзак в мокрую траву (всё равно всё уже промокло) и ложусь на него, чтобы немного разгрузить ноги.
Подходят Серафима, Дима и Леонид Сергеевич и мы топаем к машине. Посчитали, что в пути мы провели 17 часов.

А эту фотографию мы назвали: "Спустившиеся с Курмычей". Чувство дикой усталости, радости и восторга смешались воедино и стали неразделимыми.
Когда вернулись в гостиницу, мне хотелось свалиться и спать, прямо в мокрой одежде, даже не снимая ботинок. Но я взяла себя в руки, переоделась и нашла в себе силы, чтобы приготовить ужин.

На следующий день мы проспали до 8 утра. За завтраком решили, что уезжать утром нам не хочется, но чем заняться мы пока не знали. Попрощались с Леонидом Сергеевичем и он уехал. А мы остались собирать вещи. Загрузив вещи в машину, мы решили прогуляться по ущелью Шхельда к песчаному пляжу Улыбка Шхельды, с которого открывается вид на гору Шхельда. И к ледяному гроту в леднике.

Тропинка, петляющая в лесу вывела нас на открытое пространство и мы увидели всю Шхельдинскую лавину, которую проходили по дороге.
Она прорыла огромный провал в земле и перекрыла тропу. Переходим через лавину, ещё немного леса и перед нами открылось ущелье Шхельда и живописный песчаный пляж реки.

Переходим по подвесному мостику на другую сторону реки и идём в сторону ледника.
Ледник обрывается высокой стеной, в которой находится ледяной грот.
Сейчас всё тает и из него течёт река. На леднике висят огромные камни, которые вытаивают из льда и с грохотом падают в реку, создавая огромный фонтан брызг. Близко подходить нельзя. К тому же рядом с рекой лежат обломки льда, который совсем недавно отвалился от ледника.
Пьём чай, фотографируемся и отправляемся в обратный путь.
Подойдя к пляжу мы с Серафимой и Лёшей не удержались и решили искупаться, чтобы подзарядиться энергией чистейшей горной реки перед отъездом.

Не знаю как Лёша, а мы с Симой с визгами восторга нырнули по четыре раза.
На обратном пути отвезли Серафиму в Ессентуки к Денису и коротко рассказали о наших приключениях. Ночь в дороге и мы дома.

Начинается тоска по горам. Так всегда, когда возвращаешься из очередного путешествия. Порой кажется, что домой вернулось только тело, а душа осталась там, в горах. Хотя наверное, она и так уже живёт там. А тело иногда приезжает к ней в гости...

Возвращаться в город гораздо проще, когда есть о чём мечтать. А нам есть о чём. Очень скоро нас ждёт Эльбрус...

P.S. Кстати, теперь мы "Значки" или официальные "Чайники". Это значит, что мы сходили свою первую гору и можем получить значок альпиниста России и удостоверение.

Часть 1 и Часть 2 рассказа можно прочесть по ссылкам.

Спасибо Серафиме Гордей за замечательные фотографии!!!