четверг, 25 октября 2018 г.

Всё, что нас не убивает - мы делаем ещё раз. В поисках Шамбалы.

Не думала, что снова решусь на это. И вот, я здесь. Крошки фирна и льда, летящие с огромной скоростью, врезаются в спрятанное под шарфом и немного онемевшее от холода лицо. Налобному фонарю удаётся отвоевать у этой холодной воющей ночи лишь маленький клочок света под ногами. Минуты тянутся бесконечно медленно и каждый раз глядя на время, ты понимаешь, что ближайшие 2-3 часа будет становиться холоднее, а ветер только усиливаться. Хочется сесть и спрятать лицо за рукавицей, но вместо этого ты шаг за шагом растворяешь светом очередной метр бесконечной чёрной пустоты перед тобой.

Северное Приэльбрусье - сказочное место, которое в день нашего приезда таинственно укрыто плотным слоем тумана. Дорога петляет серпантином, следующего поворота не видно и кажется, что высунув руку из окна машины - почувствуешь эту вязкость, и кусочки тумана останутся у тебя на руке как серая вата. Сентябрь - уже не сезон и здесь практически безлюдно, тем более в будний день и в сырую погоду. Накрапывающий дождик к вечеру усиливается. Мы идём гулять от парковки до водопада Султан, а весь оставшийся вечер сидим в машине в попытке дождаться  перерыва в дожде. К ночи палатка стоит и это наш самый главный подвиг за сегодняшний день.

12 сентября. Зеркальный мир.
Утро встречает нас ясным небом и тёплым солнышком. Мы придумали нестандартный маршрут и в качестве акклиматизации отправляемся ночевать на озеро Бирджалы под Пиком Калицкого. Это довольно большое озеро находится на высоте 3300 метров и единственное озеро, в котором можно увидеть отражение Эльбруса.
Песчаные замки долины Джилы-Су и водопад Султан
Плюшевые зелёные долины быстро сменяются безжизненными и бесконечными каменными осыпями.
Место лагеря находится на песчаном пляже  прямо у воды. Погода, как обычно в горах, меняется мгновенно.
Нас окружают низкие облака и начинает сыпать град. От града не намокаешь и это радует, несмотря на то, что становится довольно холодно. К вечеру осадки прекращаются и мы отправляемся гулять вокруг озера, созерцая ежеминутно меняющиеся пейзажи: от непроглядного тумана, до хорошо видимых вершин Эльбруса.
Озеро гладкое и позволяет увидеть в нём зеркальный мир, в который можно вглядываться бесконечно долго. Вглядываться, представляя страну наоборот, в которой человечки для того, чтобы достигнуть вершины, сначала идут вниз, а потом вверх.
Гулять и фантазировать, конечно, хорошо,  но уже подкрадываются сумерки и ужин сам себя не приготовит.

13 сентября. Сказочная страна.
Вершины Эльбруса в лучах рассвета - завораживающее зрелище. На улице очень холодно, поэтому  любуемся  этим великолепием прямо из палатки.
Моя не реализованная мечта искупаться в озере с отражением Эльбруса берёт надо мной верх, я собираю волю в кулак, надеваю купальник и бегу по замёрзшему за ночь песку в ледяную воду.
Психологически это сделать довольно сложно, но физически тепло и  даже жарко! Миша тоже решается на это.
Бодрое утро удалось!

Собираем наш маленький лагерь и топаем вниз к машине, чтобы закинуть в рюкзак снарягу для восхождения и на ближайшие 8 дней уйти по "Калинову мосту" в "страну счастья".

В славянской мифологии Калинов мост был перекинут через огненную реку Смородина, которая отделяла мир живых от мира мёртвых. Именно по этому мосту душа после смерти переходит в царство мёртвых. И именно у этого моста былинные герои сдерживали натиск змеев и чуд-юд из потустороннего мира. В урочище Джилы-Су с ледников Эльбруса спускается горная река Кызылкол, что в переводе с балкарского означает «красное ущелье» или «огненное ущелье». Название это объясняется тем, что по берегам реки много выходов вулканического туфа красного и бурого цвета. В одном из узких скалистых мест в течении этой реки есть каменная пробка, позволяющая перейти с одного берега реки на другой. Именно этот мостик, проложенный природой над «огненной» рекой Кызылкол, и назвали Калиновым мостом.

Когда переходишь по этому мосту, складывается ощущение, что попал в другой - сказочный мир.
Суровая веганская продуктовая раскладка оказалась лёгкой и рюкзаки получились вполне подъёмные, на столько, чтобы не надрываясь идти на приют без заброски. Да и время ещё позволяет. Не сидеть же пол дня на поляне, решаем мы, и продолжаем наш путь через "немецкий аэродром" к урочищу "каменные грибы".

Согласно легенде, Эльбрус - священная Гора Ариев (людей арийской расы), так называемое "Место Силы”, или “Врата Шамбалы” - “страны счастья”.

Пятитысячник Эльбрус (высота западной вершины 5642 м, восточной 5621 м) - самая высокая вершина не только России, но и Европы. Зимой и летом он покрыт льдом и снегом, как бронёй. С двух снежно-ледовых куполов (западного и восточного) веками сходят 25 ледников и тысячи снежных лавин.

Районы Северного Приэльбрусья со времён Второй мировой войны вплоть до 60-х годов являлись зоной, закрытой для посещений - туристов, геологов, археологов и даже пастухов! Запрет исходил вначале от НКВД, затем от КГБ СССР. Приоткрыть завесу секретности помогли рассказы местных жителей. Они рассказали, как осенью 1942 года вокруг Эльбруса кружил и садился на сухое озеро, именуемое ныне “немецкий аэродром”, странный двухфюзеляжный самолёт. Из него выходили узколицые смуглые люди в белых одеждах, похожих на монашеские. Их сопровождали военные в эсэсовской форме. Обратно самолёт улетал без них. Люди в белом - не кто иные, как направленные на священную гору ариев, по приказу Гитлера, тибетские ламы. Эта гора считается "местом силы", где открывается небо, и можно видеть будущее. Эти люди, были доставлены на Эльбрус для медитации, и для того, чтобы проникнуть в будущее.
Со слов местных жителей, тибетские ламы были расстреляны в урочище Джилы-Су. Возможно, убиты они были за плохой прогноз результатов войны. Одно можно утверждать точно: немецкий аэродром, который был зафиксирован в разведдонесениях, и который остался в памяти стариков, действительно существовал.
Конечно, у военных стратегов в штабах Третьего рейха был “свой интерес” на Кавказе: заводам Круппа и Мессершмидта требовался молибден и вольфрам, которыми так богато Приэльбрусье. Немецкая горнострелковая дивизия “Эдельвейс”, захватив перевалы, подняла над Эльбрусом два черно-красных штандарта со свастикой. Зачем? Быть может, как знак власти на Кавказе или мистического владычества над всем миром?
Известно, что ни молибдена, ни вольфрама немцам так и не досталось, а героическая “Эльбрусская эпопея” советских военных альпинистов после победы в Сталинградской битве также завершилась победно: 13 февраля 1943 года жалкие обрывки “знаков власти” рейха сбросили и установили государственный флаг СССР.
"Немецкий аэродром"
Долина каменных грибов находится в Приэльбрусье, на горе Алатырь. Это плато ромбовидной формы, расположенное на высоте более 3250 метров, заполняют причудливые каменные фигуры, по своей форме действительно немного напоминающие грибы. С трех сторон Долина каменных грибов ограждена завалами из лавы и камней, а северная её часть выходит на гору Сирх.
По своей сути каменные грибы представляют собой довольно причудливый результат эрозии. На каменных основаниях лежат плоские "шляпки" вулканического происхождения.
Помимо обычных туристов здесь часто бывают экстрасенсы и ученые, которые убеждены в мистическом происхождении каменных грибов. Это место обладает мощной положительной энергетикой, йоги считают это место Кавказской Шамбалой.
"Каменные грибы"
Солнце близится к горизонту, а мы уже ставим палатку под одним из грибочков. Не знаю как на счёт места силы, но место лагеря получилось очень живописное и уютное.

14 сентября. На грани.
Утро снова радует нас хорошей погодой. Пока Миша суетится с завтраком и сбором лагеря, я позволяю себе немного расслабиться и побродить вокруг, любуясь живописным рассветом.

Сегодня нас ждёт короткий переход до Северного приюта, который находится на высоте 3750 м.
С "лунной поляны" открываются красивые панорамы на "каменные грибы", а на самой поляне лежит свежевыпавший снег.

Несколько часов пути и наш лагерь установлен. Приют практически безлюден. Здесь всего две коммерческие группы.
Ещё середина дня, а мы уже добыли воды с ледника, отдохнули от перехода к приюту и решаем в качестве акклиматизации прогуляться до "поворотного камня" или как его сейчас стали называть - "шасси". С высоты 4800 м кто-то спустил часть обломков упавшего вертолёта (в виде колеса и металлической трубы) и поставил в качестве ориентира в том месте, где нужно повернуть к нижним скалам Ленца. Это высота около 4400 м.
Акклиматизация пошла хорошо, до запланированной высоты мы доходим быстро и легко. А вот погода решает нас проучить (чтобы в горах по вечерам не бродили). И неожиданно быстро портится. Поднимается ураганный ветер, садится туман и начинается снежная позёмка. В общем, видимость практически нулевая. Находимся мы на огромном леднике, изрезанном трещинами. Наши следы в считанные секунды заметает, а вешки, которыми промаркирована тропа по леднику, совсем не видно из-за тумана и позёмки. Ледник под нами превращается в самое настоящее минное поле. Шаг вправо, шаг влево - пробиваешь снежный мост и проваливаешься в трещину. Все разы нам везёт и мы проваливаемся не глубже, чем по колено. В горах время имеет свойство менять свою скорость. Сейчас оно идёт слишком быстро и приближается вечер, а вместе с ним и сумерки, нужно выбираться. Тут в нашей команде из двух человек начинается настоящая командная работа. Я иду вперёд. Это обосновано тем, что если в трещину провалюсь я, то Миша меня скорее всего удержит (потому что мой вес меньше), а если провалится Миша, то я в этот момент буду уже ниже по склону и тоже удержу. Находить следующую вешку мне удаётся не сразу. Иду наугад в каком-то предполагаемом направлении, а Миша держит верёвку натянутой и идёт за мной до тех пор, пока видит предыдущую вешку. Если я ничего не нахожу - мы останавливаемся и я начинаю смещаться немного влево или вправо. Но так, чтобы Миша не терял из виду предыдущую вешку, которая позади нас. Наконец, в небольших промежутках между порывами ветра мне удаётся увидеть впереди следующую вешку, я дёргаю за верёвку и мы начинаем двигаться. Так повторяется много раз, пока мы не выходим из плотного слоя тумана и не замечаем нашу ярко-оранжевую палатку на морене. И это ещё не все приключения. Примерно до полуночи мы сидим не снимая пуховок, готовясь в любую минуту выбежать и укрепить палатку, которую неистово треплет ураганный ветер. Но палатка героически устояла! А вот единственный туалет пал смертью храбрых, завалившись набок вместе с тросами, на которых был когда-то укреплён. Теперь походы в туалет превратились в экспедиции куда-подальше в поисках места, где можно хоть немного спрятаться от ледяного ветра.

15 сентября. И грянул гром.
Сегодня я проснулась с мыслью, что после вчерашнего вечера и ночи я никуда не хочу идти и хочу выходной. Но днём подозрительно распогодилось, да и мы раскачались от спячки и решили всё-таки снова пойти "прогуляться"...
Кстати, к обеду, приют посетил ещё один гость. Алексей из Санкт-Петербурга, пришёл сюда в компании собаки Норы (очень дружелюбный золотой ретривер). Алексей собирается совершить восхождение и ищет компанию, чтобы не идти одному. С ним мы успели познакомиться перед тем как уйти на "прогулку".
Сегодня в наших планах пройтись до нижних скал Ленца (4600 м). У поворотного камня мы встречаем группу, которая возвращается с акклиматизации. Их гид сообщает, что на средних скалах Ленца гроза. Но мы же на нижние идём, и пошли. И дошли... Здесь жутко холодно и ветер. Присаживаемся под скалой на рюкзаки, чтобы выпить по глотку чая и тут раздаётся раскат грома, прямо рядом с нами... Гроза в горах, особенно в таком месте как Эльбрус - это очень страшно. Миша это не до конца пока понимает, но по моей реакции уже догадывается. Я сообщаю, что нужно быстро снять с себя всё железо и привязать его к концу верёвки. От него отступить метров 10 и ввязаться без карабина. Я перевязываюсь к концу верёвки тоже без карабина. Таким образом между нами остаётся 20 метров верёвки (по предыдущему опыту решили, что лучше побольше, так удобнее вешки в тумане искать). После всех этих манипуляций начинаем наполовину ползком спускаться, за нами тащится ворох из двух треккинговых палок (шли с одной палкой + ледоруб) и трёх ледорубов (третий ледоруб мы подобрали по пути). И тут у меня над головой начинает звенеть. Ох, не к добру это, попадали мы раньше в такое. Но там хоть можно было под скалу спрятаться, а тут снежное поле на высоте 4500 метров (которое ток не проводит) и мы как две антенны в этом поле торчим. Я скидываю рюкзак и падаю, прижавшись к снегу. Несколько раскатов грома утихают и через некоторое время я  перестаю электризоваться. Продолжаем спуск уже ползком и тащим рюкзаки за собой по снегу. В районе "поворотного камня" начинает электризоваться Миша. Приходится пролежать довольно долго. Ещё сотни метров ползком и гроза немного отступает (хотя, скорее, мы отступаем), можно уже идти на ногах, пригнувшись. А дальше мы заходим в густое облако, только урагана сегодня нет. Продолжается вчерашняя история с поиском вешек, но схема уже отработана и спускаемся довольно быстро. У самой морены вешки заканчиваются, и в этой серой мгле совсем непонятно куда идти. В этот момент вдалеке замаячило яркое пятнышко. При более близком рассмотрении это оказался Стас, который пошёл нас встречать, потому что были уже сумерки и ребята на приюте начали за нас волноваться. Кстати, оказалось, что это его потерянный ледоруб мы подобрали по пути и теперь радостно вручили хозяину.

PS: Забавно, наверное, выглядят в мирное время два человека, связанные верёвкой, с ужасом в глазах ползущие на пузе по снегу, боясь поднять голову, а за ними тащится на той же верёвке ворох железа. Увидишь таких, и сразу понятно - врата в Шамбалу ищут :)

16 сентября. Анабиоз.
После всего, что с нами происходило в предыдущие два дня, я снова проснулась с мыслью, что сегодня уже точно никуда не пойду. Но выбравшись из палатки, увидев улыбку Алексея и ясное небо над головой, я передумала и мы уже втроём (я, Миша и Алексей) отправились снова вверх.
На пути к "поворотному камню"
Для Алексея это был первый акклиматизационный выход, поэтому мы разошлись с ним у "поворотного камня". Мы пошли немного быстрее, а он в своём темпе. Наша сегодняшняя цель - дойти как можно выше, на сколько хватит сил и времени. Погода радует, немного облачно и ветрено, но в целом, очень комфортно.
У "поворотного камня"
Добираемся до средних скал Ленца (4800 м) и делаем небольшой привал на чаепитие и фото.
Средние скалы Ленца 4800 м
Чувствуя бодрость, назначаем время возвращения и идём до победного вверх. Время заставило нас развернуться на высоте 4980 м. Хороший результат. Теперь мы точно готовы к восхождению.
Высота 4980 м
Отправляемся вниз, а завтра у нас заслуженный выходной. Погода позволяет не спешить, идём, наслаждаясь моментом. И тут, на снегу рядом с тропой, я обнаруживаю стрекозу. Кладу её на варежку и сообщаю Мише о том какая она красивая и как грустно, что она умерла. В ответ Миша объясняет мне, что стрекоза скорее всего не умерла, а замёрзла и впала в анабиоз. И говорит, чтобы я аккуратно несла её вниз. Стрекозиные спасработы прошли успешно, на ночь я положила её в коробочку и оставила в тамбуре палатки в надежде, что завтра будет чудо...

Про Памиро-Алайских стрекоз
Посвящается памяти М. Бонгарда и С. Шпиза.

К белоснежным вершинам, что гордо стоят,
На такие, что страшно, высоты,
Над Памиро-Алаем стрекозы летят
Как в кино про Вьетнам вертолеты.

Барс пройдет перевал да и спустится вниз,
За баланс он подъемов и спусков.
Стрекоза долетит, упадет на ледник
И замрет произведеньем искусства.

Что их гонит туда, может, злая тоска?
Может, их стрекозиные боги?
Но опять манит путь и опять в небеса
Улетает крылатый паломник.

Кто проверит, когда, эти мифы стрекоз
О блестящем заоблачном рае?
Не вернется назад тот кто видел богов,
Так что, мы никогда не узнаем.

Все мы рано иль поздно, но все же уйдем,
Завершив долгий путь свой тернистый,
А потом превратятся бойцы в журавлей,
А в Алайских стрекоз альпинисты.

И куда не успел в свою бурную жизнь,
Где не смог, не сумел, не добрался,
Полетит стрекоза до далеких вершин
К стрекозиным аналогам счастья.

Как выяснилось, гонит сюда не только стрекоз.
Мои мысли: Маленькие птички в распушённых перьях, как-будто в пуховиках. Что вы делаете здесь, в этом мире скал, снега и льда?
Мысли маленьких птичек, беззаботно скачущих по снегу и камням: Огромные лысые люди, оставляющие для нас крошки, зачем вы идёте сюда, кутаясь в бесчисленные слои своих синтетических одежд? Неужели вам внизу плохо живётся...

PS: Предыдущей ночью с горы спустилась группа Финских альпинистов, которые решили переночевать на высоте 4800 м, их застала непогода и они бросив всё, немного обмороженные прибежали вниз на приют. Утром перед выходом мы предложили спустить их вещи, но они отказались, мотивируя это тем, что уже уходят и сказали, чтобы мы забирали всё что хотим, что им ничего не нужно. Ещё во время подъёма мы обнаружили потрёпанную и присыпанную снегом палатку, а на спуске решили в неё заглянуть. Саму палатку разбирать и спускать у нас не было времени, а пакет с продуктами и газом мы спустили и поделили его с Алексеем и Стасом. Не пропадать же добру, всё равно его ветер растреплет и превратит в мусор. Кстати, через несколько дней другие ребята откопали и спустили палатку. Гора снова стала чистой и красивой.

17 сентября. День активного ничегонеделания.
Сегодня заслуженный выходной. Утром первым делом я выставляю коробочку со стрекозой на солнышко. И через некоторое время и вправду происходит чудо! Стрекоза сначала пошевелила лапками, потом её крылья зажужжали и она полетела!
Правда снова в направлении ледника... Ох уж эти неугомонные стрекозы...

Потом мы играли с Норой.
Алексей сегодня снова ушёл на акклиматизацию и попросил за ней присмотреть. А Миша поровну разделил с ней спущенные вниз финские консервы.

18 сентября. Всё что нас не убивает - мы делаем ещё раз. В поисках Шамбалы.
Наш сегодняшний день начался ещё вчера. Легли спать мы в 20:00, а проснулись спустя всего два с половиной часа, в 22:30. Вода закипает долго, одеваться и обуваться на холоде сложно, поэтому на сборы нам понадобилось много времени.
В 01:00 я, Миша и Алексей стоим у начала ледника, в кошках и связанные верёвкой. Вместе с нами начали подъём ещё две коммерческие группы и Стас.
Коммерческие группы мы обгоняем довольно быстро. На подходе к поворотному камню нас обгоняет небольшая группа. Их мы ещё не видели. Гид этой группы бодро приветствует меня и спрашивает: "Куда катятся горы?" Это немного подбадривает меня :)
От "поворотного камня" начинается очень сильный ветер и не менее сильная психологическая борьба с собой.

Сейчас я мечтаю только об одном. Добраться до нижних скал Ленца, немного спрятаться там от ветра и надеть горнолыжную маску и флисовую балаклаву. По ощущениям казалось, что мне сейчас ветром выдует правый глаз...
Выползая под скалы, я вижу как гид обогнавшей нас группы, заботливо натягивает высотные пуховики на своих ничего не понимающих клиентов. Здесь мы с ним и познакомились. Его зовут Миша и он ведёт группу Голландцев на Западную вершину. В наших планах была Восточная вершина, потом по силам и погоде Западная в этот же день. Миша (гид) переманивает нас идти с ними сначала на Западную, а потом на Восточную, мотивируя это тем, что в случае чего с Восточной спускаться проще и быстрее. Мне интересно посмотреть новый путь по которому я ещё не ходила (в июле 2015 года я уже поднималась с Севера на Восточную вершину). Мои напарники согласились на эту авантюру, а потом нас догнал Стас. И мы отправились за гидом Мишей и Голландцами. С этого момента мне стало психологически гораздо легче, потому что впереди меня шли люди и был хоть какой-то ориентир, а не чёрная пустота. И время пошло гораздо быстрее. А потом рассвет и непередаваемая эйфория от всего, что видишь вокруг. Усталость, холод, ветер - всё просто потеряло свою значимость и чувствовался только восторг.

Так мы дошли до седловины. К этому времени потеплело и стало видно как к вершине тянется вереница людей, которые пришли с Юга.
Вид с седловины 5300 м на Западную вершину
Вид с седловины 5300 м на Юг
На самом крутом участке подъёма провешены перила, на которых толпится  много людей. Сначала мы ждали, а потом стали отстёгиваться и обходить всё происходящее слева по склону.

Дальше начинается предвершинное плато, почти пологое, с несколькими небольшими взлётами. Там люди уже еле идут, спотыкаясь об свои же ноги и ледоруб. Выглядит это всё как фильм про зомби - апокалипсис. Миша назвал это аттракционом: "Почувствуй себя старым". Это когда ты всё понимаешь, но сделать не можешь или делаешь очень медленно. Несмотря на то, что пришли мы на вершину около 11:00, там было уже очень людно. Чтобы сфотографироваться без людей в кадре - приходилось вставать в очередь.
Вид с Западной вершины 5642 м на Юг
Вид с Западной вершины 5642 м на Север
Флаг Новотур всегда был со мной. Привет с Западной вершины Эльбруса!
Сделав несколько снимков, мы попрощались с нашими новыми знакомыми, объединили Алексея и Стаса для совместного спуска, поблагодарили гида Мишу за интересный маршрут и пошли к седловине. Пересекли её и сели у домика RedFox, чтобы отдохнуть, поесть и попить чай.
Домик RedFox на седловине
После перерыва мы приняли решение идти на Восточную вершину. Подъём оказался очень простым и занял у нас 1 час. В 13:00 мы были на Восточной вершине и там был просто рай, потому что не было никого! Мы насладились прекрасными видами и, самое главное, отсутствием людей.
Восточная вершина 5621 м
Вид на Западную вершину с Восточной
Вид на Северную вершину с Восточной
Вид с Восточной вершины 5621 м на Юг
Привет Новотур с Восточной вершины Эльбруса!
Минут через 30-40 начали спуск. Погода была идеальна, поэтому спускались не спеша, наслаждаясь восхитительными видами вокруг и радостью от того, что совершили задуманное.
Сосульки на моей маске за целый день так и не растаяли
Вид с нижних скал Ленца 4600 м
Между "поворотным камнем" и приютом
Вид с начала морены на вершины
На приют спустились в 17:00 и устроили небольшой праздничный ужин в компании Алексея.

PS: Все стремятся подняться на Западную вершину, потому что она на 21 метр выше Восточной. Но побывав дважды на Восточной и один раз на Западной, могу сказать, что Восточная мне понравилась больше. Вид оттуда на Кавказский хребет более панорамный (с Западной вершины вид частично прикрывает Восточная вершина и выпирающее плечо Западной вершины). А с Востока панораму ничто не прикрывает, там больше места и меньше людей (потому что она менее популярна). Поэтому если вы не хотите толпиться в очереди на вершину, лучше идти не в сезон (хотя сентябрь тоже считается уже не сезоном) или не стандартным маршрутом (типа креста или траверса), чтобы приходить на вершину в более раннее или позднее время (как у нас получилось с подъёмом на Восточную). Тогда в полной мере можно насладиться видами и единением с этой могучей и красивой ГОРОЙ.

19 сентября. Тёплая "сусляндия".
День после восхождения, это прекрасный неспешный день, в который можно себе позволить повалять дурака и собираться до самого обеда.
Наша альпинистская барахолка
Любимая кружка всегда со мной
Мы решили коллекционировать ночёвки в самых красивых и безлюдных местах и не стали спускаться сразу в Джилы-Су, а остановились переночевать на "немецком аэродроме", тем более, что во время подъёма, мы нашли там воду.
Лунная поляна
Во время спуска мы мечтали о том, что совсем скоро попадём на солнечную поляну с огромным количеством сусликов и даже прозвали это место тёплой "сусляндией". Но пока мы спускались и ставили лагерь, солнце зашло сначала за тучку, а потом за склон, стало холодно и все суслики попрятались по своим норкам. Вода в небольшом роднике покрылась льдом, а мечты о купании так толком и не сбылись. Но виды здесь красивые и всё равно гораздо теплее, чем на приюте.

20 сентября. Долина туалетов... И немного водопадов.
Проснулись по привычке рано. Снова неспешные сборы и спуск в Джилы-Су.
"Немецкий аэродром"
Тропа между аэродромом и поляной Эммануэля
По пути нырнули в целебный серебряный нарзанный источник и пошли вниз уже по дороге (так длиннее, но проще, чем через Калинов мост).
Серебряный нарзанный источник
Я устроила небольшую фотоохоту на сусликов.
Суслик созерцает Эльбрус
Бешеный суслик бежит прямо ко мне
На пригорке остановились, чтобы полюбоваться долиной сверху и заметили как на ней повсюду пестрят маленькие  зелёные домики с острой треугольной крышей.
Миша прозвал это место "долиной туалетов". Но если бы не они, то в сезон, когда здесь отдыхает множество людей, эта долина из "долины туалетов" превратилась бы в "долину кое-чего другого"... :)

В завершении дня мы отправились прогуляться к водопаду Каракая-Су, который находится не далеко от асфальтовой дороги.
Дорога к водопаду Каракая-Су
Тропа к водопаду Каракая-Су
Водопад Каракая-Су
Потом поймали "золотой час" прямо на дороге и остановились, чтобы полюбоваться Эльбрусом, освещённым красивым закатным солнцем.

Крутые туры в горы с видом на горы :)
И снова любимая кружка
А дальше нас ждёт долгая дорога домой и трудный процесс акклиматизации к городу и большому количеству людей. Для меня возвращаться в цивилизацию - это всегда самое сложное в подобных горных путешествиях.

PS: Побывав на двух вершинах, врата в Шамбалу (страну счастья) мы так и не нашли. Но я осознала, что Мир вокруг нас, такой какой он есть, и всё что в нём происходит - это и есть счастье. Самое главное, жить в текущем моменте, замечать и осознавать всё, что находится вокруг тебя. Получается, что врата в ту самую Шамбалу находятся в нашей голове, мы с самого рождения приходим в страну счастья, а целая жизнь нам дана для того, чтобы это осознать?

1. За 10 дней мы потратили около четырёх 230 граммовых баллона газа, благодаря котелку с радиатором и продуктам, которые быстро варятся. Джетбойл я не брала, т.к. варить еду в котле вытянутой формы с узким дном - не удобно, она пригорает.
    Продукты получились очень лёгкими, меню было полностью веганское, безлактозное и даже почти безглютеновое. Из всего мясного Миша брал для себя небольшой кусочек сала. Если интересна наша супер лёгкая раскладка - могу поделиться. И да, мы совершенно не голодали, даже без учёта спущенных финских продуктов, большинство которых мы раздали. И продукты обошлись совсем не дорого (дорогих сублиматов мы не использовали, обычные продукты которые продаются во всех супермаркетах + самодельные домашние батончики из орехов и сухофруктов). На продукты на 10 дней на 2 человек мы потратили 4000 руб.
    В общем, кому интересно - пишите, поделюсь опытом.

2. Очень крутой рассказ и переживания! Спасибо тебе Даша, что приносишь это ! Фотки тоже классные с оригинальным подходом. Раскладка еды интересует.

1. Пишите адрес электронной почты или ссылку на любой ресурс - я пришлю :)

3. Даша! Спасибо за рассказ! Он восхитителен, и фото тоже! Спасибо автору, который позволил день за днём, следуя нити повествования, пройти с вами всеми эльбрусскими тропами!😃 Благодаря твоему точному слогу всё можно буквально ощутить на своей коже, потрогать руками и понюхать)))
    Описание спуска в грозу - огонь!
    Отдельное спасибо за стрекозиную лирику! Она чудесна!
    Вы молодцы! Горжусь вами!

1. Сима, спасибо! С нетерпением жду момента, чтобы отправиться в горы вместе с тобой :)

4. Сидишь такой на работе... Почитал... На Эльбрус захотелось...)

5. Круто! Зависть! Надо тоже будет попробовать Эльбрус с севера.

И спасибо за цитату! :-)
    Пока что, у моих стихов такой же индекс Хирша, как и у моих статей. :-)

Даш, стрекозы в оригинале были алайские. Про алтайских стрекоз ничего сказать не могу - не был там. :-)
    Автор. :-)

1. Лёша, привет. Спасибо за прекрасные стихи.
      Копировала текст с оригинала, видимо в одном из предложений автозамена исправила на Алтай. А в остальных осталось как в оригинале. Неточность поправила :)