суббота, 17 октября 2015 г.

5621 метр до мечты

Для кого-то лето - это долгожданные каникулы. Для кого-то - это отпуск и возможность позагорать и покупаться в море. Для кого-то - это очередной повод для нытья о том, что слишком жарко или недостаточно тепло. Для меня лето - это ГОРЫ. Это сезон восхождений и горных походов и я радуюсь каждой секунде, проведённой в горах, независимо от того, жарко в этот момент, холодно или идёт дождь...

А теперь надевайте 3D очки и устраивайтесь поудобнее в своих креслах. Сегодня мы отправляемся в долгожданное путешествие... Готовы? Тогда поехали!

Сейчас вечер 24 июля 2015 года. Колёса нашей машины шуршат по сухому, нагретому летним солнцем асфальту, туда, где Кавказский хребет из невысоких зелёных холмов превращается в цепь величественных скально-ледовых великанов. Туда, где вода всегда холодная, а воздух чистый и свежий. Туда, где человек становится частью природы. Где жара, холод, ветер, дождь и снег - это то, с чем нужно просто смириться и принимать как должное...

Утром 25 июля мы въезжаем в город Ессентуки в предвкушении долгожданной встречи с нашими друзьями.

Наши гиды: Денис Любашин из города Ессентуки и Родион Кирсак из города Ставрополь.

Наша команда:
Серафима Гордей - Ставрополь, Александ Абашин - Пятигорск, Геннадий Сотниченко - Кисловодск, Фарит Байгубаков - Салехард, Алексей Богданов - Новороссийск, Владимир Ходус - Новороссийск, и я - Дашка Жеребная, тоже из Новороссийска.

8 августа 2014 года нашей группой (немного в другом составе) была совершена попытка восхождения на западную вершину двуглавого великана - Эльбруса. Попытка неудачная, но очень ценная в плане полученного опыта.

Спустя год, мы снова собрались, чтобы совершить ещё одну попытку. Но теперь с Севера, по более  интересному и сложному маршруту.

Ярко-жёлтый УАЗик-таблетка задорно урча своим мотором, везёт нас на поляну Эммануэля (2500 м.н.у.м.), к началу нашего маршрута.
И вот, первое приключение!!! Сдувается колесо. Все пребывают в отличном настроении, поэтому ничто сейчас не может нас огорчить. А может быть мы даже немного этому рады, потому что все уже устали ехать и хочется размяться.
Дружно справляемся с задачей и продолжаем наш путь. Уже около 16 часов, небо хмурится и начинает накрапывать дождик.
А вот и поляна!
Быстро выгружаем вещи и отпускаем водителя домой, пока дорога не раскисла. Место нашего лагеря находится за рекой, через которую переброшен шаткий, перекошенный деревянный мостик. С огромными, перегруженными рюкзаками, переход по нему оказывается довольно сложной задачей.
Наша команда благополучно справляется с ней.

На ровной поляне за рекой довольно людно, потому что сюда без особого труда можно проехать на внедорожниках. Но здесь мы долго не задержимся, поэтому нас это не огорчает. Ставим лагерь и приступаем к приготовлению ужина.
Темнеет рано, поэтому сразу после ужина расходимся по палаткам, чтобы отдохнуть от переполненного организационной суетой дня. Я так рада встрече с друзьями и тому, что мы собрались в этом прекрасном месте, чтобы осуществить нашу мечту!!! Из-за этого спать мне совершенно не хочется и наша болтовня с Радиком продолжается почти до самого утра.

Утро 26 июля встретило нас отличной погодой!
Сегодня у нас день акклиматизации и заброска снаряжения на северный Приют (3800 м.н.у.м.). Набив рюкзаки снаряжением и продуктами мы отправляемся в путь. За день нам предстоит набрать 1300 метров. Выпрашиваю у Радика разрешение понести его лыжи (взамен на то, что я разок скачусь на них во время акклиматизационного выхода). С пристёгнутыми лыжами мой рюкзак получается довольно тяжёлым, но это и к лучшему. Чем сильнее устанешь во время акклиматизационного выхода, тем лучше организм адаптируется к высоте.
Узкая тропинка петляет по краю глубокого русла реки. Преодолев несколько крутых подъёмов, мы выходим к очень необычному месту.
Эта ровная и гладкая площадка, находящаяся у самой подошвы Эльбруса, и которую чаще всего называют «немецкий аэродром», возможно, скрывает одну из самых важных тайн прошлого столетия. Дело в том, что в этих местах ни по стратегическим, ни по географическим соображениям не могло быть никакого немецкого аэродрома, что подтверждается официальными заключениями военных историков.

Однако осталось в живых несколько человек, которые утверждают, что однажды видели в этих местах заходящий на посадку немецкий «Фокке-Вульф». Кстати, судя по всему, площадка была неплохо оборудована, так как после войны на окраине лётного поля осталось несколько железных мачт. Единственным документальным подтверждением этого странного факта является найденная в архиве Министерства обороны разведсводка, в которой сообщалось, что у дивизии «Эдельвейс», которая воевала в этих местах, действительно действовал секретный аэродром.

А вот каково его назначение, так и осталось тайной. Единственный оставшийся в живых свидетель, 80-летний Муса Былым, говорит, что неоднократно видел садящиеся самолеты, но что удивительно, один из загадочных транспортников привез целую группу смуглых, бритоголовых и одетых во все белое людей, которые говорили между собой на странном языке.

Дело в том, что для ариев Эльбрус — не просто священная гора, а «место силы», где открывается небо, и можно заглянуть в будущее. Возможно, большой поклонник оккультизма Адольф Гитлер и привез сюда тибетских лам, чтобы те, медитируя, могли связаться с небом и прочесть то, что было уготовано предводителю 3 Рейха.

Неизвестно, каковы были пророчества просвещенных мудрецов, но, скорее всего, прогноз не понравился Гитлеру. Если верить Мусе, немцы расстреляли тибетских лам в урочище Джилы-Су, и старик якобы даже сам видел выложенную камнями свастику, которой было обозначено место их захоронения.

Миновав аэродром (2900 м.н.у.м), мы делаем небольшой привал и начинаем подниматься по тропе, которая извиваясь как змея, петляет по крутому сыпучему склону. Вот тут я и почувствовала последствия бессонной ночи, тяжёлого рюкзака и резкого набора высоты. Чувствую слабость в ногах, поэтому плетусь в самом конце. От предложений забрать у меня лыжи - отказываюсь. Донести их до Приюта было делом принципа. Раз уж взялась за дело - нужно доводить до конца. Да и прокатиться на них очень хотелось.

Время близится к полудню и миновав подъём, мы замечаем как погода портится на глазах. Небо темнеет, дует очень сильный холодный ветер и моросит дождь.

Миновав каменистую тропу "седого плеча", мы попадаем в ещё одно удивительное место - "Лунную поляну" (3450 м.н.у.м.).
Названа она так из-за ландшафта, лишенного растительности и напоминающего лунную поверхность. Дальше тропа снова уходит круто вверх и начинаются бесконечные каменные лабиринты с небольшими снежниками.
Вот первая долгожданная вода! Из-под камней вытекает небольшой ручеёк. Вдоволь напившись, продолжаем наш путь, потому что дождь усиливается и стоять на месте холодно. Кстати, по пути встречаем очень много иностранцев с русскими гидами. Преодолев довольно большой снежник, тропа снова устремляется круто вверх.
Это финальный взлёт перед приютом!!! И вот за перегибом показываются первые палатки! Дошли!!!

Погода улучшилась и стало даже жарко. На такой высоте ощущение тепла воспринимается как-то иначе, чем внизу. Температура воздуха здесь всегда низкая, но когда светит солнце, по ощущениям очень тепло и даже жарко. Но это не то приятное тепло, которое мы привыкли ощущать. Кажется, что солнце обжигает тебя и лишает драгоценной влаги. А как только оно заходит за тучу или скрывается за горизонтом, в одно мгновение становится очень холодно. Сегодня моё самочувствие оставляло желать лучшего и в какой-то момент я уже засомневалась в своих силах, но эти мысли отпустили меня, как только я сняла тяжёлый рюкзак!
Спасатели любезно разрешили оставить в их домике нашу заброску и мы поспешили вниз. Чтобы не идти обратно тем же путём, мы свернули на тропу, ведущую к каменным грибам.

Это ещё одно удивительное место, которое мы сегодня посетили.

Каменные грибы - это уникальное скальное образование, созданное путем выветривания, по форме напоминающее гриб, продукт эрозии, ветров, дождей, местного строения почвы. "Шляпки" грибов - это плиты конгломератов древних эпох поперечником в несколько метров. "Ножки" сложены плотной землистой массой с обломками песчаников и известняков. Каменные грибы образовываются при разрушении склона временными потоками дождевых и талых вод. Свою форму грибы получили благодаря разным слоям почвы. Каменные плиты, как менее подверженные эрозии оставались на месте, а землистая масса со временем размывалась - так с течением времени "вырастают" каменные грибы.

Устраиваем весёлую фотосессию!!!

Уставшие и довольные спускаемся в лагерь, чтобы приготовить вкусный ужин. Сегодня мы проделали большую работу, устроив одновременно акклиматизационный выход, заброску вещей на приют и поход на каменные грибы. После ужина, усталость сморила меня и я благополучно проспала до самого утра!

Утро 27 июля так же как и вчера, встретило нас отличной солнечной погодой. На поляне задорно пересвистываются суслики, выглядывая из своих норок.
Сегодня мы собираем наш лагерь и отправляемся на северный Приют. Мне удалось отлично выспаться и я чувствую себя великолепно!!! Всё снаряжение и продукты уже наверху, поэтому рюкзаки сегодня лёгкие и мы без особого труда поднимаемся к Приюту. Северный Приют - это морена ледника, стекающего с северного склона Эльбруса. Среди камней повсюду видны разноцветные палатки, окружённые каменными стенками, которые защищают их от ветра.
На краю ледника рядом с мореной звонко журчит ручеёк, который является источником питьевой воды для всего лагеря. Некоторые даже осмеливаются в нём искупаться. Выбираем понравившиеся места и устанавливаем палатки, которые будут нашим домом на ближайшие несколько дней. После чего устраиваем лёгкий обед. Погода хорошая, время и самочувствие позволяет выйти на снежно-ледовые занятия. Набираем метров 200 высоты, где начинается хороший снег, и приступаем к тренировке.

Передвижение в связке не только совершенствует наши технические навыки, но и учит работать в команде.

А умение быстро и правильно зарубиться на снегу или льду, может спасти жизнь не только свою, но и товарищей.

К вечеру погода портится, начинает сыпать снежок. Кстати, я притащила сюда лыжи, и пока группа спускается, делаю несколько попыток поехать.
Но мои альпинистские ботинки недостаточно жёсткие, контролировать лыжи не получается и я всё время падаю. Приходится отдать их Радику... Ну вот, столько тащила их сюда и не покатаюсь. Зато фотографии классные!!!

Отправляюсь вниз пешком, догонять группу. Чуть ниже снег превращается в мелкую морозь и пока мы спускаемся к палаткам, вся наша одежда промокает. Готовить на улице невозможно, поэтому мы с Радиком кипятим в джетбойле воду на несколько термосов и Алексей разносит их в палатки наших товарищей, чтобы они могли заварить картофельные хлопья и поужинать. Вся одежда сырая и даже в палатке становится зябко. Забираюсь в спальник и сразу же проваливаюсь в крепкий сон.

28 июля. Просыпаемся не очень рано. Солнышко уже встало и после вчерашнего снежно-дождливого вечера можно просушить вещи. Пока вещи сушатся, готовим завтрак, не спеша собираемся и выходим на акклиматизацию.

Идём в связке довольно медленным темпом, с передышками. Но всё же нам удаётся обогнать несколько групп, которые вышли на маршрут раньше. Дойдя до "поворотного камня" делаем основательный привал.
Отвязываемся от верёвки, т.к. дальше можно идти без связки. Напившись чаю и отдохнув, мы продолжаем подъём, но погода снова портится. Становится холодно и поднимается очень сильный ветер, который несёт облака мелких колючих снежинок и практически сдувает с ног. Встречаем группу иностранцев, которые закутавшись в капюшоны, бегут вниз, забавно повторяя фразу "extreme challenge". Под девизом "что русскому хорошо, то немцу смерть", мы продолжаем наш путь к нижним скалам Ленца (4600 м).

Скалы Ленца (4600-5200 м) служат основным ориентиром при восхождении и аклиматизационных выходах. Названы в честь Э.Х. Ленца - русского ученого, участника первой экспедиции на Эльбрус в 1829 году.

Если смотреть на них снизу, то по своим очертаниям они напоминают морду крокодила.

Нижняя их часть находится на высоте 4600 м, средняя часть на высоте 4800 м. Там лежат обломки упавшего вертолёта. И верхняя часть 5200 м.

Каждый идёт в своём темпе, поэтому группа немного растягивается. С трудом преодолевая ветер, выходим в выемку под нижней скалой. Надеваю на себя всю одежду, которая лежит в рюкзаке.

Собравшись в круг, чтобы хоть немного спрятаться от ветра, дожидаемся Серафиму и Радика, делаем несколько фотографий и бежим вниз.
Когда мы спустились чуть ниже "поворотного камня", я заметила, что как ни в чём не бывало светит солнце и ветра совсем нет. Вот какая разница в погоде может быть на высотах с разницей в 200 метров.
Спускаемся в лагерь рано и я даже успеваю искупаться в ручье, пока светит солнце. День заканчивается душевными посиделки за ужином, анекдотами и весёлыми историями от Саши, Гены и Радика.

29 июля. Ранний подъём. Сегодня вторая попытка выйти на акклиматизацию. Погода отличная.
Вчерашний путь преодолеваем довольно быстро и делаем привал в выемке под нижней скалой, где вчера прятались от ветра. Сегодня здесь полный штиль и отличная видимость.
Выходим из выемки и по снежному надуву уходим траверсом вдоль правой кромки скал.
Справа видна западная вершина. Между нами и вершиной ледник с огромными разломами и бездонными трещинами... От одного их вида становится жутко...
Идём очень медленно, шаг за шагом преодолевая усталость и недостаток кислорода.

И вот начинается выполаживание. Это средние скалы Ленца 4800 м. Небо чистое, видимость отличная!!! Невероятные пейзажи вокруг впечатляют!!! Находим обломки вертолёта, отдыхаем и начинаем спуск.
Наш инструктор Радик берёт с собой лыжи. И сегодня они тоже с ним.
Он бесстрашно мчится вниз через ледник, объезжая огромные трещины, и это зрелище меня завораживает...
А пока, я валяюсь на пологом снежном склоне с ледорубом и мечтаю о скально-ледовых стенах Безенгийской стены или Гималаев и о стремительных спусках на лыжах с заснеженных горных вершин. А Сима меня фотографирует.

Погода в горах меняется очень быстро, поэтому лучше не задерживаться. Хотя, сегодня с погодой нам повезло. Целый день было сухо и тепло. В лагерь возвращаемся рано и приступаем к обсуждению дальнейших планов. Нужно решить когда идти на вершину. Акклиматизации у нас достаточно, и в идеале, нам нужен день отдыха перед восхождением. Но на восхождении решающий фактор - это погода, поэтому привязываемся к ней. На завтра отличный прогноз. К тому же полнолуние. По рассказам старожилов и опытных альпинистов, в полнолуние вершины Эльбруса всегда открыты от облаков. Назначаем день восхождения на завтра. Ужинаем рано и ложимся спать, т.к. на завтра у нас назначен очень ранний подъём.

Укутавшись в тёплый пуховый спальник, ощущаю небольшой озноб. То ли от усталости, то ли от волнения перед завтрашним днём. В голове очень много мыслей, но я стараюсь их отогнать и засыпаю.

30 июля. Самый важный день.
01:00 Не вылезая из спальника достаю из тамбура палатки джетбоил и ставлю греться воду. Пока вода закипает, вспоминаю прошлый год, предыдущую попытку восхождения. Как я тогда замёрзла и как не чувствовала рук и ног и думала, что обморожу себе пальцы. Надеваю на себя всю свою одежду. Два термобелья, флисовую кофту и мембрану. На голову балаклаву и тёплую шапку. В рюкзак кладу пуховую куртку и двойные тёплые варежки. В тамбуре стоят подготовленные ботинки, с надетыми на них бахилами и пришнурованными кошками. Радик тоже уже проснулся и одевается. Завтрак у нас быстрый. Картофельные хлопья, копчёный сыр, рыбные консервы и чай с конфетой.

02:00 Расстёгиваю палатку, надеваю ботинки и выхожу, ожидая погружения в темноту и холод горной ночи. Но... Мои ожидания в мгновение рушатся!!! Полная луна освещает морену, ледник и вершины так, что можно ходить без фонарика. Полное безветрие. И по ощущениям настолько тепло, что рукам в тонких вязаных перчатках очень комфортно. А голове в тёплой двойной шапке даже жарко!

02:20 Стоим на леднике в полном составе. Теперь нужно настроить себя на напряжённую, долгую монотонную работу.

Восхождение на Эльбрус - в некотором роде похоже на медитацию. Подъём к вершине занимает от 10 до 12 часов и особой технической сложности не представляет. Нужно просто очень долго, очень медленно, практически беспрерывно делать короткие шаги и правильно дышать.

Рассвет.
На высоте около 4500 м делаем небольшую передышку и любуемся рассветом.
Долго находиться без движения холодно, поэтому продолжаем подъём. Ещё одна небольшая остановка в выемке под нижней скалой Ленца 4600 м. Уже совсем рассвело.

Превозмогая себя.
У нас очень дружная команда и сплочённый коллектив. Идём без связки, но если посмотреть со стороны, то очень трудно поверить, что нас не соединяет верёвка. Группа движется в одном темпе, очень медленном, но подходящем для всех. Никто не отстаёт и не убегает вперёд. Сима чувствует себя не очень хорошо, но собрав всю свою волю в кулак, продолжает подъём. Мы все её подбадриваем. В этот день она удивит нас ещё не один раз... Между нижними и средними скалами Ленца догоняем группу из нескольких человек, которые идут немного медленнее нас и мы делаем попытку их обогнать. В этот момент у меня в голове всплывает одна очень смешная ассоциация, рассказав которую чуть позже, группа очень долго смеялась.

Дорога в Новороссийск проходит через перевал "Вольчьи ворота", подъём на который перегруженным грузовикам даётся с трудом. И очень часто я наблюдаю ситуацию, когда по правой полосе едет гружёный зерновоз со скоростью 10 км/ч, а по левой полосе его пытается обогнать такой же гружёный цементовоз, который едет со скоростью 12 км/ч. Обгон у него конечно получается, но для этого он тратит уйму времени, при этом весь кряхтит и коптит. Я до сих пор так и не поняла зачем они обгоняют, но эта ситуация каждый раз меня очень веселит. Так вот, наша группа сейчас была похожа на тот самый пыхтящий цементовоз, который пытается совершить обгон.

Шаг за шагом мы доходим до средних скал Ленца 4800 м и делаем остановку.
Солнце уже поднялось над горизонтом и стало жарко. Пьём горячий чай с сухофруктами и конфетами. Дальше нас ждёт самое сложное. С каждым следующим метром дышать всё сложнее, а шаги даются всё с большим трудом. Немного не доходя до верхних скал Ленца, на высоте около 5100 метров делаем ещё одну передышку.
Погода по прежнему отличная и даже сидеть без движения очень тепло. Кстати, каждая наша остановка, несмотря на усталость, была очень шумной, мы рассказывали друг другу анекдоты и смеялись, что очень подбадривало нас.

Бесконечность.
От верхних скал Ленца (5200 м) начинается вершинный купол. Это финальная и самая сложная часть пути. Следующая остановка делается у камня, который именуют "камнем бесконечности". Большая часть группы оставляет ледорубы и часть вещей у скал, чтобы облегчить рюкзаки. Я предпочитаю нести всё с собой. Сима уходит немного раньше основной группы, оставив все вещи внизу. И уходит, к нашему удивлению, очень быстро!!! Отсутствие рюкзака и железная сила воли помогают ей на пути к вершине!!! Я смотрю на нашу промежуточную цель - камень, и на идущую Симу, и мне кажется, что мы даже в самом медленном темпе преодолеем этот подъём минут за 30. Начинаем подъём. Немного впереди идут Денис и Фарит. Потом я и за мной все остальные. Радик идёт замыкающим. Пытаясь догнать Симу, я периодически отрываюсь от группы, но потом жду и подбадриваю ребят. На встречу нам спускаются люди. Кто-то из них дошёл до вершины, кто- то нет... их ноги заплетаются, некоторых ведут под руки их товарищи... Когда мы стояли внизу, нам казалось, что Сима ушла уже довольно далеко от нас. Теперь мы с трудом догнали её. Поднимаю глаза вверх, в надежде, что осталось совсем немного, но понимаю, что мы ни чуть не приблизились к камню... Продолжаем путь уже вместе с Симой. Каждый шаг даётся с огромным трудом. Группа начинает растягиваться. Периодически делаем небольшие остановки, чтобы все снова собрались вместе. Во время очередной небольшой остановки, я опускаюсь на колени, чтобы немного отдохнуть, а потом ложусь. С безоблачного голубого неба светит солнце. Несмотря на граничащую с 0 градусов температуру, очень жарко. Я уже сняла с себя почти всю тёплую одежду и осталась в одном термобелье и мембране, с полностью расстёгнутой вентиляцией. Опускаю лицо на прохладный снег и вставать мне совсем не хочется. Оставив свой пост замыкающего, подходит Радик и говорит мне, что нужно вставать, что лежать нельзя. Потом даёт мне попить воды. К этому моменту меня догоняет группа и все садятся на снег отдыхать. В этот момент я понимаю, что подаю плохой пример окружающим, валяясь на снегу, встаю и мы продолжаем подъём. Камень всё так же далеко... Не знаю сколько мы так шли, наверное около пары часов. И вот, подняв голову, я вижу людей, сидящих на камне!!! Привал!!! Вот уж действительно, "камень бесконечности"...
Пока отдыхали - познакомились с ребятами из Москвы. Мы угостили их конфетами, а они нас изюмом. Спели очень символическую песню Наутилуса "Скованные одной Цепью", повеселив этим наших новых знакомых, и продолжили путь.

Решающий рывок.
От камня до вершины остаётся всего 60 вертикальных метров. Но, как оказалось, с каким трудом они даются!!! С трудом поднявшись со снега, мы шаг за шагом начали приближаться к заветной цели. Не знаю что со мной в этот момент произошло... То ли изюм так подействовал, то ли радость за группу. Неожиданно я почувствовала резкий прилив сил. Немного обгоняя группу, я разворачивалась и кричала, что осталось совсем немного, что мы уже почти пришли!!! Моих друзей это веселило и они улыбались. И вот, наконец, мы выходим за перегиб и подъёма больше нет...

Не надейся на легкий подъем.
На прогулку не ходят в горы.

Плотный снег ботинками бьем,
Оставляя следов узоры.

Время вдруг прекратило бег.
Все короче шаги и вдохи.
Неба нет – только снег и снег,
И в него мы вбиваем ноги,

«Не дойти!» – холодит висок.
Может, нету вершины вовсе?!
«Ну, ребята, еще часок!» –
Проводник, утешая, бросил.

И казалось, дойти – нельзя!
Человек здесь ни разу не бып!
Только вдруг – синий свет в глаза.
Выше – некуда. Дальше – небо!

Ирина Карцева

Впереди большое снежное поле, абсолютно ровное и за ним виднеется треугольник, обозначающий вершину (5621 м). Дожидаюсь всех и иду в конце. Ещё несколько минут и мы с радостными криками поздравляем друг друга и обнимаемся!!! Мы сделали это!!! Группа в полном составе (9 человек) достигла восточной вершины Эльбруса в районе 12 часов 30 минут. Подъём занял около 10 часов.

Некоторые не могут сдержать бурю нахлынувших эмоций.

Все мы в этот момент испытываем счастье, которое мало с чем можно сравнить.

Нужно спускаться.
Радик едет на лыжах через седловину и мы договариваемся встретиться с ним у нижних скал Ленца. Погода всё ещё хорошая, но не смотря на это нужно спешить вниз. Спуск даётся нам совсем легко и путь до нижних скал мы преодолеваем довольно быстро.

Из всех минусов на спуске было то, что солнцезащитный крем попал мне в глаза, глаза всё время жгло и текли слёзы. После встречи с Радиком у нижних скал, мы сделали небольшую остановку. И тут я позволила себе немного поваляться на снегу и покапризничать (из-за крема, попавшего в глаза). Мои друзья тут же окружили меня, начали закапывать промывающие капли, потом положили мне на глаза два чайных пакетика из термоса и мне сразу полегчало. Вот такая внимательная и отзывчивая у нас команда!!!

Ещё немного ходьбы по раскисшему за день снегу и мы на приюте. Спуск занял около 3 часов 30 минут.

Спустились мы рано, поэтому перед ужином позволили себе немного поваляться в палатках. После спуска у нас был небольшой озноб, а у некоторых поднялась температура. За ужином мы отметили восхождение, выпив немного подогретого вина, припасённого Радиком и нам сразу стало лучше. Алексей, Фарит и Гена ушли спать, а я, Радик, Вова, Саша, Денис и Сима залезли в палатку и провели вечер с шутками и смешными рассказами. Кстати, Сима, несмотря на наш смех и разговоры, впервые за эти дни крепко уснула, свернувшись калачиком в углу палатки.

Вот такой в этот день был красивый закат.

31 июля мы проспали дольше обычного. Пока группа собирала лагерь, мы с Радиком до последнего не хотели просыпаться и выходить из палатки. Когда мы всё-таки встали, все уже позавтракали, собрали вещи и были готовы спускаться. Мы отправили их вперёд, а с нами за компанию остался Алексей. Собрав лагерь и позавтракав, мы бегом побежали догонять группу и догнали их на привале, в начале аэродрома и всем составом продолжили путь к лагерю.
Встреча с нашим ярко-жёлтым УАЗик-ом была назначена в урочище Джилы-Су. Поляну Эммануэля и Джилы-Су соединяет тропа, проходящая через ущелье и легендарный "Калинов мост"

В урочище Джилы-Су с ледников Эльбруса спускается горная река Кызылкол, что в переводе с балкарского означает «красное ущелье» или «огненное ущелье». Название это объясняется тем, что по берегам реки много выходов вулканического туфа красного и бурого цвета. В одном из узких скалистых мест в течении этой реки есть каменная пробка, позволяющая перейти с одного берега реки на другой. Именно этот мостик, проложенный природой над «огненной» рекой Кызылкол, и назвали Калиновым мостом.
Вдоволь напившись минеральной воды из двух источников, выходим на тропу. Рюкзаки у нас перегружены, т.к. помимо вещей и снаряжения, которые мы спустили сверху, в них добавились вещи и продукты, которые мы оставляли внизу.
По узкой тропинке преодолеваем ущелье и выходим в урочище Джилы-Су.
Там повсюду кипит жизнь! Люди бегают от источника к источнику, принимают газовые ванны, покупают в ларьках сувениры. Как только мы подходим к УАЗику, начинается ливень. Прячем рюкзаки под крышу и отправляемся в кафе, чтобы поесть хычинов. После недельной горной диеты всё кажется очень вкусным.
Приехали в Ессентуки мы уже ночью. Гена и Саша поехали домой, а оставшихся "бездомных" (из других городов) приютил у себя Денис. По случаю возвращения, мы накупили еды и приготовили вкусный ужин.
Вова уехал вечером. Рано утром 1 августа уехал Фарит, а чуть позже Родион и Серафима. У нас с Алексеем впереди была ещё неделя отпуска, поэтому мы решили остаться на денёк у Дениса. Пока сушились наши вещи, мы решили не терять времени и отправились гулять по огромному парку и пить минералку, которой в Ессентуках очень много!!!

2 августа мы с Алексеем поблагодарили Дениса за гостеприимство, закинули вещи в машину и отправились в ещё одно удивительное приключение... Продолжение следует...

Спасибо фотографам Серафиме и Родиону, а так же всем участникам восхождения, за предоставленные фотографии.