понедельник, 28 марта 2016 г.

Безенги - параллельная реальность

Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем представлять! Начало августа 2015 года.
Вот и мы с Лёхой объявились, спустя две недели! Пилот рулит, а штурман отлынивает от работы и пишет вам это послание:

"...пару дней пообщавшись с "белым керамическим чудом цивилизации" мы сбежали от "ровняшки" (антоним от "горняшка") в Безенги!!! Это было наше очередное грандиозное приключеньище!!! В другом Мире побывали. Ууууххх!!! До сих пор не верится, что такое бывает!!! Сейчас в Нальчике. Едем домой. Эмоции льются через край. Уже заполнили машину. Окна наглухо закрыты, чтобы не растерять. Но машина не герметична и немного восторга всё же выливается на дорогу, оставляя за нами шлейф неописуемой радости..."
dashka-explorer

Далее, пилот выгоняет меня за руль, и продолжает послание:
"...наш альпинистский портал (хонда цивик или просто "ласточка") уже настолько переполнен эмоциями от "разведвылаза", что бред и явь сливаются воедино, а за кромкою Безенгийской стены встаёт и манит даже не, Эльбрус - сама Белуха..."
alex-sensei-bogdanov

Как же трудно обуздать море эмоций и выразить словами то, что думаешь и чувствуешь... Но постараюсь.

Под восхождение на Эльбрус в Июле 2015 года мы запланировали чуть больше двух недель отпуска. Потратив на восхождение всего 7 дней, мы погостили денёк у нашего друга Дениса в городе Ессентуки, отлежались, попили минералки и отправились в новое путешествие.
Путешествие начинается в городе Нальчик, на базе альплагеря "Безенги", откуда в альплагерь периодически ходит автобус. Но когда он ходит, сколько будет стоить и доедет ли вообще... всегда загадка.

После продолжительного нахождения в горах, переносить летний зной становится особенно трудно. Но долгожданный автобус ПАЗ не заставил себя долго ждать и вот мы уже трясёмся в душной кабине в предвкушении чего-то особенного...

Миновав город и мелкие населённые пункты, дорога сначала петляет серпантином, а потом выходит в ущелье. Периодически начинает накрапывать мелкий холодный дождик, который заносит потоком ветра в приоткрытое окно автобуса. Становится зябко.

Солнце, с трудом пробиваясь сквозь серые тучи, освещает ущелье своими закатными лучами. И вот, когда на ущелье начали сползать сумерки, автобус внезапно остановился... Водитель сообщил нам известие о том, что прямо перед нами сошёл сель. И смыл дорогу... Что уже работает трактор, но пока неизвестно когда мы сможем попасть на территорию альплагеря. Около 20 минут ожидания и новое известие! Дорогу починят не скоро, поэтому из альплагеря за нами выехал УРАЛ. Только вот есть одна проблема... Сель придётся переходить пешком. У нас то проблем нет! Один рюкзак и всё в нём. Сменяем сандали на ботинки и бодро выпрыгиваем из автобуса в мокрую траву.

Река ползущей жидкой грязи нас не особо напугала. Мы перешли её в самом узком месте, и даже почти не испачкались.

Только вот дошли, как оказалось не все... К поискам не дошедших подключились водитель автобуса, УРАЛа  и рабочие, которые были заняты восстановлением дороги. Как оказалось, люди пытались перетащить кучу вещей, хаотично разбросанных по автобусу, через грязевой поток и поэтому задержались. Кто-то потерял документы... Ещё немного суеты, и вот уже огромный УРАЛ заботливо везёт нас в сторону альплагеря. Пытаясь ухватиться хоть за что-нибудь, я периодически подпрыгиваю до самого тента, касаюсь его головой, а в момент приземления меня снизу догоняет лавочка и ещё, я в полёте, пытаюсь удерживать ногами чей-то огромный арбуз, который прикатился мне под ноги... Всё это происходит в полной темноте в кузове, полностью закрытом тентом. Романтика...

Наконец, тряска прекращается и гул двигателя замолкает. Неужели приехали!!!

Ходим по территории в поисках кого-нибудь из руководства и забредаем в удивительное место - кафе "Тёплый угол". Да, этот угол действительно тёплый. Огромное светлое помещение с множеством столов и лавочек, на полках книги и журналы о горах. В помещении довольно людно. За столами люди играют в настольные игры или просто что-то обсуждают. В буфете ненавязчиво продают чай, хычины и пирожные. Хочешь покупай, а хочешь - просто сиди за столом и получай удовольствие от окружающей обстановки и окружающих, совсем незнакомых, но близких по духу людей. Пока мы стояли, погрузившись в мысли и обдумывая увиденное - нас позвали. Ребята за большим столом ели спасённый мною арбуз и приглашали нас присоединиться. Так мы познакомились с Игорем и Полиной!!!

Когда мы вышли на улицу, дождь немного утих. В кромешной темноте нам указали в сторону поляны для палаток и разрешили расплатиться за доставку и проживание в альплагере, утром.

Ставим палатку и валимся с ног после долгой утомительной дороги.

Утро оказалось даже добрее, чем мы ожидали!!!

Не спеша готовим завтрак и собираемся идти, правда пока сами ещё не знаем куда... Где-то на территории палаточного городка встречаем Игоря и Полину, которые тоже пока не знают чем заняться. И отправляемся с ними, куда глаза глядят.

По пути встречаем людей, которых ненавязчиво расспрашиваем о несложных маршрутах, куда здесь можно сходить простым туристам без альпинистского снаряжения.

Сегодняшний день у нас был прогулочным. Поэтому никуда особо мы не спешили, шли по тропе без какой-либо цели и просто смотрели по сторонам, пытаясь сохранить в памяти как можно больше завораживающих пейзажей.

После обеда на ущелье начинают сползать густые облака и мы, искупавшись в водопаде,отправляемся в лагерь.

Вернувшись в лагерь, мы с удовольствием съедаем ароматную дыню, привезённую Игорем и Полиной и расходимся, чтобы изучить инфраструктуру лагеря.

На территории помимо кафе и домиков, находим большую столовую в стиле СССР, продуктовый склад, душ и даже прачечную. В небольшом магазинчике, где продаются различные сувениры и хозяйственные принадлежности, мы покупаем карту! И теперь у нас есть план на следующие несколько дней. После ужина обсуждаем намеченный план с Игорем и Полиной и отправляемся отдыхать, чтобы завтра проснуться пораньше.
Сегодня нас ждёт длинный и увлекательный маршрут!!!
Часть маршрута преодолеваем по той же тропе, что и вчера, но теперь сворачиваем в другую сторону. И перед нами открывается настоящее чудо!!! Ущелье Мижирги и Сверный массив Безенгийской стены!!! Думаю, дальше, слова будут уже лишними...

Преодолев сыпучую каменистую тропу, делаем привал. Дальше нам предстоит пересечь ледник и перейти на другую сторону ущелья, чтобы отправиться в обратный путь.
Сидя здесь, кажется что находишься у самого подножия этой скально-ледовой стены, с которой периодически обрушается лёд и камни, нарушая тишину громким гулом, похожим на гром.
Пересекаем ледник у подножия первой ступени ледопада и выходим на противоположную сторону ущелья.
На обратном пути нас ждали совершенно другие, но не менее прекрасные пейзажи.

Уставшие и переполненные приятными эмоциями возвращаемся в лагерь в предвкушении следующего выхода.

Сегодня мы просыпаемся ещё раньше и собираем наш лагерь...

Но не для того,чтобы уехать, а для того, чтобы отправиться ночевать в новое место! Путь не близкий, и как оказалось очень сложный!!!
Предъявляем пропуска и паспорта пограничникам и отправляемся в путь. Лунные пейзажи окружают нас.
И вот, не прикрытая ни единым облачком появляется она... Та самая Безенгийская стена!!! 8 месяцев прошло с этого путешествия... Пишу, а по телу пробегают мурашки... Это невероятно!!!

Безенги́йская стена — 13-километровый горный массив, наиболее высокий участок Главного Кавказского (Водораздельного) хребта, между пер. Цаннер (3887,0 м) на западе и пер. Дыхниауш (3836,1 м) на востоке. Над ледником Безенги, образуя «стену», с запада на восток стоят вершины: Ляльвер (4355,0 м), Пик Есенина (4346,3 м), Гестола (4859,9 м), Катынтау (4979,0 м), Пик 4859, Джангитау Западная (5058,8), Джангитау Главная (5085 м), Джангитау Восточная (5033,6 м), Пик Шота Руставели (~4900 м), Шхара Западная (5068,8 м), Шхара Главная (5193,2 м), Шхара Восточная (4866,5 м).
По Безенгийской стене проложены траверсы 5Б и 6А категории сложности.

Из-под морены показывается шершавый язык Безенгийского ледника.
Дальше началось самое интересное!!! Тропа закончилась... Туры (пирамидки из небольших камней, указывающие направление движения по моренам и каменным осыпям) закончились. Огромный ледник, пологий, но в некоторых местах изрезанный довольно глубокими трещинами. И мы. Маленькие песчинки в этом океане камней и льда...

Через несколько часов стена визуально значительно приблизилась, но всё же, до места, где (предположительно) мы должны были ночевать, было ещё ооочень далеко.
Погода радовала. Пока... Лёша убедил Игоря и Полину, что я иду правильно и вообще, знаю что делаю. И мы шли...

Спустя несколько часов, где-то очень далеко на леднике, я разглядела еле заметные движущиеся точки. Это были люди! Люди!!! Я, наверное, никогда так не радовалась присутствию людей.

Мы шли им на встречу и чем больше мы приближались, тем радостнее мне становилось! Эти люди оказались группой "значков", которые уставшими и довольными возвращались со своего первого восхождения на пик Брно (1Б). Поговорив с инструктором, я успокоилась и теперь сама поверила в то, что мы идём абсолютно правильно. Инструктор показал мне ориентир, по которому можно определить место, наиболее удачное для перехода через ледник. Чтобы не блуждать между трещинами. И мы пошли дальше.

Я старалась не потерять ориентиры! Вот теперь я знала куда идти.

Небо начало хмуриться, подул прохладный ветер и начали срываться первые капельки дождя.
Когда погода в горах начинает портиться, горы из добрых и приветливых, в одно мгновение превращаются в хмурые и пугающие. Сразу становится как-то не по себе...

Была уже вторая половина дня. Мы приближались к месту перехода через ледник в сторону ночёвок, которые находились выше, на морене.
Тропа к месту для палаток оказалась очень крутой и сыпучей. После долгого утомительного дня с тяжёлыми рюкзаками, на подъёме нам пришлось поднапрячься. И вот, наконец, мы его одолели!
 Ставим лагерь. Пока ужинаем, накрапывающий дождик прекращается и мы отправляемся на прогулку.
Горные туры гуляют совершенно свободно. Здесь люди - это застенчивые гости, а животные находятся в своём доме.

После трудного дня ложимся спать пораньше.
Ночью разыгралась гроза. В этой узкой части ущелья гром грохотал так, что казалось, дрожит палатка!!! А вспышки молний слепили глаза. Со сном у меня всё в порядке, поэтому натянув на глаза флисовый шарф, я снова заснула.

Утром дул холодный ветер, дождя уже не было. Мы быстро позавтракали, собрали лагерь и отправились в обратный путь.
Пока спускались - немного распогодилось. И мы решили не идти тем же путём обратно, а перейти через ледник, взобраться на противоположную морену и пойди по другой стороне. К тому же на карте там была обозначена тропа.

Перепрыгнув по пути несколько рек в леднике, мы отправились в сторону осыпи, по которой планировали лезть на морену.
Подъём оказался мягко говоря, "не очень". Из-под рук и ног сыпались камни. Подниматься пришлось по очереди.
Очень порадовали Игорь и Полина. Они хоть и новички, но преодолевали все трудности вместе с нами на равных!!!

По пути купаемся в озере и продолжаем наш путь к лагерю, до которого, как оказалось, ещё очень далеко.
Вечером мы отметили наше знакомство с Полиной и Игорем, ужином в уютном кафе "Тёплый угол". Погода совсем испортилась, пошли дожди, поэтому завтра мы собираемся уезжать.

Уезжать, конечно, не хочется, но погода портится, отпуск подходит к концу, и впереди у нас ещё долгий путь домой...

PS: О первой части путешествия - восхождении на Эльбрус, можно прочесть здесь.
Спасибо Игорю и Полине за отличную компанию в путешествии!!!
Спасибо Новотур за предоставленный фотоаппарат, на который сделаны большинство фотографий. И за финансовую поддержку данной поездки!!! Тур в Безенги от команды Новотур будет в Августе  2016 года. Подробности на сайте www.novo-tur.ru

1. Ты умничка!!! Пишешь очень хорошо!!! Стиль превосходный!!! Немного убегаешь от повествования в мысли но это скорее плюс!!! Так глядишь и со временем из раздолбая путешествинника будешь новым Хемингуэйем!!!! Новых тебе свершений и написаний!!!))))

2. Ты умничка!!! Пишешь очень хорошо!!! Стиль превосходный!!! Немного убегаешь от повествования в мысли но это скорее плюс!!! Так глядишь и со временем из раздолбая путешествинника будешь новым Хемингуэйем!!!! Новых тебе свершений и написаний!!!))))

3. Чуть-чуть не дотянули до Австрийских ночёвок) Теперь планируйте восхождения, в том числе и в Тёплом Углу ;-) =Родион=