суббота, 16 апреля 2016 г.

Школа бэккантри. Скитур на Оштен

С каждым годом мы становимся не только старше, но и чуточку умнее. И это радует! В январе 2015 года наша попытка самостоятельно сходить в скитур закончилась в 4 утра разорванной ветром палаткой. Хорошо хоть не успели далеко уйти и через пару часов нам удалось добраться до машины. В этом году мы решили пойти в скитур с опытным и проверенным гидом - Володей Храбовченко. И эти выходные стали СУПЕР выходными!!!



Мы с Алексеем и Серёгой приехали в пятницу вечером, чтобы выспаться и вот такое доброе утро было у нас в субботу.
 После завтрака мы дождались Володю и Дениса, прицепили к и без того тяжёлым рюкзакам лыжи и ботинки и пошли пешком от КПП Лаго-Наки до истоков Курджипса.
  
Там начинался сплошной снежный покров, по которому уже можно было идти на лыжах.
Не считая прогулочного похода на лыжах в ущелье Алибек в декабре 2015 года, это был мой первый серьёзный лыжный поход. Дойдя до первого привала, я поняла, что у меня уже натёрты ноги.
В самом начале нашего пути Володя заметил мою ошибку: вместо того чтобы тащить лыжи за ногой, я поднимала их на каждом шаге, тратя на это очень много сил. Я это осознала, но почему-то упорно продолжала это делать. После привала, мы сняли камуса и я уже обрадовалась тому, что до самого лагеря мы будем ехать!!! Но не тут-то было. Дорога была почти ровной, с небольшими подъёмами и спусками. Мои свежезапарафиненные лыжи на спусках ехали очень хорошо, а вот на ровных участках и небольших подъёмах я просто буксовала на одном месте. В итоге все бодро шли, а мне на подъёмах приходилось отстёгивать лыжи и идти пешком, проваливаясь в снег по щиколотку. А снова надевать камуса не было смысла, потому что за очередным небольшим подъёмом был спуск. Вот так долго и мучительно шла я до нашего лагеря в истоках Инструкторской щели и пришла туда, когда ребята уже ставили палатки.
Но я не унывала! Потому что это мой первый скитур и у меня просто недостаточно опыта. И мои натёртые ноги и усталость совсем меня не огорчали! Был уже вечер (около 16 часов), мы попили чай, немного отдохнули и отправились на пик Фрирайд, чтобы сделать разминочный спуск перед завтрашним спуском с Оштена.
Кстати, сегодня я не только всё время отставала от группы, но и на подъёме умудрилась выстёгиваясь из лыж, провалиться в трещину между травой и снегом и завязнуть там по пояс. Ещё и нога залипла в мокром снегу и не вытаскивалась. Денис шёл замыкающим. Он быстро подставил мне мои отстёгнутые лыжи под руки (чтобы я не провалилась дальше) и терпеливо ждал, когда я вылезу. Чтобы вытащить застрявшую ногу, мне пришлось раскапывать её треккинговой палкой. Высвободившись из снежного плена, я на коленках, держась за лыжи, выбралась на траву и продолжила путь. Сегодня  я человек-проблема :)

Было очень тихо и тепло. Добравшись до пика Фрирайд, мы спустились с него в лучах заходящего солнца, прямо к нашему лагерю.
С заходом солнца из ущелья резко потянуло холодом. Мы разошлись по палаткам, съели горячий ужин и я уже собиралась лечь спать, но потом по совету Серёги, всё-таки решила выйти из палатки и полюбоваться звёздным небом. Это было невероятно!!! Уже далеко не первый раз в горах любуюсь звёздным небом и каждый раз испытываю непередаваемый восторг, такой, как-будто вижу звёзды впервые!!! Это не передать ни словами, ни фотографиями! Просто идите в горы и любуйтесь этой красотой!!! В городе вы такого не увидите и не почувствуете.
На утро у нас был запланирован не очень ранний подъём, потому что снег за ночь прихватывает морозом и идти по жёсткому замёрзшему снегу не комфортно и опасно. Надели камуса и вышли на маршрут мы в 8 утра, когда солнышко уже немного растопило замёрзший наст, но в тени снег по прежнему был жёстким. Начало нашего пути было таким же как и вчера. Обойдя пик Фрирайд, мы вышли на пологие заснеженные холмы и отправились к подножию Оштена.
Когда мы миновали травянистые холмы покрытые снегом и оказались в царстве снега, льда и камней, подул холодный ветер и начали надвигаться свинцовые облака. 
Володя показал нам маршрут, по которому мы должны были спускаться с Оштена. Снизу он казался очень крутым и везде были скалы. Мне стало страшно, но я подумала, что раз уж Володя взял нас с собой сюда, значит он в нас верит и мы справимся.
 
Мы зашли траверсом на гребень, который ведёт к вершине. На гребне были снежные надувы, мы шли максимально близко к камням, чтобы не заходить на них.
Я всё время смотрела на вершину и вниз, в бездонные кулуары, по которым нам предстояло спускаться. И мне не верилось что я здесь, что смогу дойти до вершины и спуститься оттуда на лыжах.
И вот мы на вершине Оштена (2804 м)!
Свинцовые облака уже совсем близко, дует сильный холодный ветер! Нельзя терять ни минуты!!! Снимаем камуса и едем за Володей к началу нашего спуска...

Вот тут я почувствовала то, что уже довольно давно не испытывала. Когда от волнения напрягается каждая мышца и по телу пробегает мелкая дрожь. И ты понимаешь, что обратного пути нет. Только вперёд!

Я пришла к выводу, что у человека есть два типа страха. Первый - это когда человек боится, поэтому не делает то, что боится. Второй - это когда страшно, но от этого ещё больше хочется сделать то, чего боишься. У меня второй вариант.

Володя уехал первым. Мы стояли и ждали команды о начале спуска. Ехать нужно было по одному. Мне было жутковато на какой-то момент оставаться одной. И я стояла и думала что же я буду делать, если не буду знать что делать.
Послышалось шипение в рации и Володя скомандовал, что можно ехать!!! Поехал Серёга и скрылся за перегибом склона... Теперь моя очередь. Команда - может ехать следующий!!! Аааа!!! Это я!!!

Это как прыжок с парашютом... Только ещё круче! Я прыгала в тандеме с инструктором и там от меня ничего не зависело. Мне нужно было просто болтаться в системе и ничего не делать. А здесь другое. Володя привёл нас сюда, оценил лавинную опасность и выбрал маршрут. Дальше - всё зависит от нас. Это очень большая ответственность, потому что совершив ошибку, можно создать большие проблемы не только себе, но и всей команде.

И вот я еду!!! Конечно ехала я не супер круто, но не падала и это уже хорошо. Не знаю как со стороны, но моими глазами это было как в кино! Когда крутые лыжники бросаются в дикие заснеженные кулуары, на встречу своему страху!!! Преодолевают его, испытывая от этого непередаваемое чувство восторга!
За мной спускается Алексей и Денис и мы продолжаем спуск. Кстати, когда смотрели на эти склоны сверху и снизу - было страшнее! Когда едешь - склон не кажется таким крутым.

Дальше ещё одно сложное место, где едем по одному. И тут кажется, что за перегибом склона обрыв!!! Володя уезжает первым, даёт команду и Серёга начинает ехать. Я вижу как он медленно и осторожно подъезжает к краю, за которым больше ничего не видно. Останавливается, несколько секунд медлит, а потом просто исчезает... И вот снова команда. Еду я. Я так же как и Серёга траверсом очень медленно подъезжаю к краю и вспоминаю слова Володи о том, что если будет очень страшно, то спускаться боком. И уже представляю как долго и нудно я буду спускаться боком. Но нет, я еду! Очень крутой склон, но ехать можно!!!
А вот и Володя с Серёгой ждут внизу под скалой!!! За мной спускается Алексей, за ним Денис! Ура!!! Мы сделали это!!!
Все наши эмоции от спуска переданы этой фотографией.
Ещё немного более пологого спуска
  
и вот мы на тропе, по которой летом ходим вокруг Оштена. Там, где чуть ниже Озеро Псенодах и ущелье Це-Це.
Клеим камуса и отправляемся к лагерю. Кстати, только сейчас я пошла на лыжах правильно, не поднимая ноги. Потому что поднимать их у меня уже не было сил...

Когда пришли к палаткам-начался дождь. Мы немного отдохнули,собрали палатки и под моросящим дождём отправились в обратный путь. На середине пути распогодилось и засветило солнышко.
На перевале мы сняли камуса и поехали вниз на лыжах. После этого, правда, нас ещё ждала пешая часть нашего пути, по дороге к КПП, где нет снега. Но это уже мелочи.
Вот мы уже переодеваемся, грузим снарягу в багажник и садимся в машину.

Теперь я окончательно осознала зачем люди связывают свою жизнь с риском, постоянно балансируя на грани жизни и смерти. Потому что балансируя на этой грани, до невозможности остро начинаешь ощущать вкус жизни!!!
Когда спускаешься из царства снега, льда и камней к уровню леса, где растут деревья, трава и поют птицы, начинаешь ощущать то, чего не чувствовал раньше. Я довольно много хожу в горы и не важно, съехал ты на лыжах с Оштена или спустился с альпинистского маршрута, где тебя потрепала погода. Ты живой, целый и невредимый. Ты слышишь как поют птицы и чувствуешь как пахнет сухая трава и ёлки. А жареная картошка на ужин кажется вкуснее любого самого изысканного деликатеса...

PS:
Здесь вы можете прочесть очень интересную и познавательную статью от Владимира Храбовченко.
Здесь вы можете прочесть о школе фрирайда в Красной поляне.
Здесь вы можете прочесть о школе фрирайда в Приэльбрусье.
Здесь вы можете прочесть о нашей первой попытке сходить в скитур.

Спасибо Володе за школу фрирайда и бэккантри, и команде: Алексею, Серёге, Денису.
Спасибо сервисному центру по ремонту велосипедов, лыж и сноубордов - Novoros.bike за подготовку лыж.

Фото: Владимир Храбовченко, Алексей Богданов, Сергей Чекалин.

1 комментарий:

  1. Немного странное понимание, я всегда считал что ощущать краски мира научился благодаря умиротворенным занятиям: духовные практики, слек лайн, остановка внутреннего диалога и т.д. А вот риск и адреналин это другое. В следующий раз попробуй оценить на сколько тебе нравится предчувствие перед точкой не возврата, сам шаг когда ты поехала\полетела\сделала сложный перехват на альпинистском маршруте. Осознание того что ошибка будет стоить перелома или свергнутой шеи, а врачей рядом нет и долго не будет. Азарт возникающий когда становишься выше себя, попробуй запомнить то ощущение когда тебе казалось что все - сейчас ты сломаешься, а ты сделала невозможное раньше. А потом ты сознательно начнешь подходить к этой точке и отодвигать пределы невозможного все дальше пока однажды не сломаешься окончательно - вот это и будет баланс на грани жизни и смерти. И я считаю что на самом деле все дело как раз в осознании процесса, просто экстремальные виды спорта разрекламированы - забраться в трансформаторную будку и что - то там чинить имея минимум опыта тоже опасно ;) Естественно я не претендую на истинность своих взглядов, но все же попробуй больше запомнить и проанализировать свои ощущения в моменты спуска.

    ОтветитьУдалить