четверг, 28 июля 2016 г.

Туманная Фиштенская двойка или как делать НЕ надо

Гора Фишт, высотой 2867 м., наверное, самая популярная вершина среди начинающих туристов и альпинистов. Такой родной, домашний, плюшевый Фишт... Что может быть проще, чем взойти на него... В плохую же погоду, он превращается в беспощадного монстра-убийцу...
Действительно, в хорошую погоду (если повезёт) многие, пренебрегая всеми правилам горовосхождений, поднимаются на него в кедах и без специального альпинистского снаряжения. А некоторые берут снаряжение в прокат, но не умеют им пользоваться. И многим даже везёт, а о тех, кому не везёт, официальная статистика часто умалчивает. И это способствует тому, что с каждым годом атака "чайников" на это гору увеличивается в геометрической прогрессии...
В этой статье я не только расскажу о наших приключениях, но и постараюсь сделать разбор наших ошибок.

День 1.
Чтобы не драться за место под палатку на приюте, чтобы не толпиться в пробках к вершине, мы выбрали для восхождения три будних дня и гораздо менее популярный маршрут 2А через малый Фиштенский ледник.

И так, долгие сборы и обсуждения наконец-таки завершились и наша группа в составе трёх человек (я, Ярик и Петя) пакует рюкзаки на Яворовой поляне, чтобы отправиться к приюту Фишт. В этот день мы никуда не спешили и вышли на маршрут в районе обеда. Кстати, немного о нас: с Ярославом я познакомилась на майских альпсборах в Архызе. А Петя - это друг Ярика. Спортивный, хорошо физически подготовленный, но в горах он впервые.

Окунувшись в приятную прохладу горного воздуха, мы незаметно оказались на Гузерипльском перевале. Приятная прохлада сменилась ледяным пронизывающим ветром, несущим крупные, но пока редкие капли дождя. На пути к Армянскому перевалу налетает шквал ветра, который сменяется проливным дождём и мы промокаем до нитки. Спустя некоторое время погода улучшается и на пути к приюту мы даже успеваем высохнуть. Выбрав уютную полянку, ставим палатки и приступаем к очень ответственному занятию. Нужно объяснить Пете, что ему нужно будет делать завтра на маршруте.
И вот ошибка №1. Взяли на маршрут 2А новичка, который не представляет что делать на маршруте и вообще первый раз в горах. А вообще, Петя герой. При чём единственный герой из нас. Потому что мы с Яриком осознавали что происходит, а он в силу отсутствия опыта - нет. И в конце моего рассказа я сминусую эту ошибку из списка ошибок. Но пока так.

Ложимся спать пораньше в надежде на хорошую погоду.

День 2.
Подъём в 2 часа утра (или ночи). Погода ясная. Завтракаем (если это можно назвать завтраком) и в 3:30 выходим из лагеря. Подход к леднику довольно короткий. Встречаем рассвет на морене.

Рассвет в горах - это прекрасно!!! Тишина и покой, солнце медленно показывается над горизонтом, освещая и пробуждая от сна окружающий Мир. А ты стоишь и смотришь на всё это со стороны. И начинаешь осознавать, что всё окружающее было до тебя и будет после тебя, а ты всего-лишь маленькая песчинка, которой на время разрешили прикоснуться к прекрасному. И ты здесь и сейчас именно для того, чтобы воспользоваться этой возможностью...

Выходим на ледник, окружённый подсвеченными рассветом скалами. Связываемся и начинаем подъём.

Обходим большие трещины, пока ещё прикрытые снегом, по левому краю ледника.
Очень красивый маршрут. Маленький ледник окружённый отвесными стенами и здесь совсем нет людей.

К верху ледник становится всё более крутым и сужается, по форме напоминая бутылочное горлышко.
Вот, наконец, выходим на более пологую его часть, но осмотревшись, понимаем, что нам ещё предстоит немного подняться до перевала. Делаем небольшой привал, выпиваем по чашке горячего чая и продолжаем подъём.
Путь к перевалу полностью закрыт толстым слоем снега. Финальный рывок и мы на Фиштенском перевале! Можно снять кошки и убрать ледорубы.
Достаю фотографию первого ключевого участка маршрута. Перед нами скальная стеночка с расщелиной посередине. Нам туда!
Подходим к крутому участку и делаем первую станцию. Кстати, у нас было 50 метров верёвки. Петя был ввязан в связку посередине. И так там и остался.

И вот ошибка №2. Нужно было оставить Петю на станции, выйти на все 50 метров верёвки, повесить перила и пустить Петю по перилам. Мы же оставляем его в середине верёвки и работаем на 25 метров... Это печаль...

Прохожу по расщелине часть подъёма (это и был главный ключ - самая сложная часть маршрута). Немного простого лазанья и верёвка быстро заканчивается. Хорошо, что кто-то повесил там шлямбур. Дико неудобно, стоять негде, но приходится делать станцию. Принимаю Петю и мы вдвоём пытаемся уместиться на маленькой перекошенной полочке.
Ярик долго возится. И спустя некоторое время принимаю его. Выхожу ещё на 15 метров и опять станция в жутко неудобном месте.
А были бы мы чуть умнее, я была бы уже наверху, нормально стояла и принимала ребят. Снова та же эпопея.
Принимаю двоих на неудобную станцию, всё сыпется из-под ног. Ещё один рывок и дальше уже пешком. Выходим на гребень.
Перед нами ненадолго показывается главный гребень Фишта и на нас налетает туча. В этот момент мы уже были на середине гребня, ведущего к главному гребню. Он весь пешеходный. И тут нас окончательно накрывает туманом.

Временами ветер просто сдувает с ног. Оцениваем время, которое мы потратили на подъём и решаем идти вперёд.

И вот ошибка №3. Ранее по этому маршруту никто из нас не ходил. Главный гребень и путь подъёма на него  мы рассмотреть не успели. Всё в тумане. В этот момент нужно было разворачиваться, вешать дюльфер и бежать вниз по пути подъёма. Но мы посчитали, что до вершины нам гораздо меньше, чем назад (совсем не учитывая то, что нам ещё нужно спуститься по маршруту 1Б). Сейчас пишу и вспоминаю книжку Лоуреса Гонсалеса "Остаться в живых". И понимаю, что же окончательно сбило нас с толку. Вчера после шквалистого ветра и дождя, облака разошлись и в районе 16 часов вершина открылась от облаков. И мы подсознательно верили в то, что так будет и сейчас...

Довольно легко преодолеваем гребень и спускаемся на огромную осыпь, которая ведёт к подножию основного гребня. На осыпи огромный снежник. Вершина прямо перед нами, но  весь гребень обрывается к осыпи у его подножия практически отвесными скалами. А наш путь к вершине проходит гораздо правее, за снежником, по осыпи, в том месте, где она глубже всего вдаётся в гребень узким кулуаром. Это самый простой путь к вершине с этой стороны. Пытаюсь вспомнить тот момент, когда гребень на минуту открылся от тумана. Достаю фотографию с прорисованным маршрутом. Но вокруг уже совсем ничего не видно. Смотрю на фотографию, пытаюсь представить, как-будто я вижу этот гребень и как-будто я знаю путь наверх. Усталость, жажда и голод начинают одолевать нас, но останавливаться нельзя, потому что каждая минута на счету. Ярик начинает сомневаться в том, что мы правильно идём, Петя вообще в горах первый раз, но держится молодцом! В этот момент я беру на себя ответственность за группу и говорю, что знаю куда идти (хотя на самом деле я ничего не знаю). Но если мы начнём ругаться и как "лебедь, рак и щука" тянуть верёвку в разные стороны, то мы здесь точно останемся. В нагрудном кармане куртки телефон с фотографией маршрута. Идём по осыпи вдоль гребня, забирая правее.
Пытаюсь сопоставить рельеф, который мы уже прошли, с фотографией. И вот, осыпь круто и далеко пошла вверх. Похоже, что это наш кулуар. Идти очень тяжело. Мелкие камешки выкатываются из-под ног и иногда приходится ползти на четвереньках вдоль скалы, цепляясь за неё и царапая руки. Особо крутые места проходим по очереди, прячась за скальные выступы, чтобы не спустить друг на друга камни. Я через каждые 5 минут достаю телефон и смотрю на фотографию, хотя, непонятно чем она в таком тумане может нам помочь. Теперь мы упираемся в скалу и начинаем идти по осыпи прямо вверх.

И мне начинает казаться, что я вижу следы... Обычно, когда по таким осыпям кто-то спускается или поднимается, в них остаются небольшие ямочки в форме ступни. И я вижу эти ямочки (или мне кажется, что я их вижу). Я кричу ребятам, что вижу следы и начинаю изо всех сил карабкаться вверх, хватая ртом мокрый холодный воздух.

И вот, справа в тумане я вижу два каких-то столбика, похожих на громоотводы. Это вершина гребня. И там сложен тур! (Тур - это пирамидка из камней, указывающая направление движения по моренам и каменным осыпям).

Неужели мы выбрались? Выбираю верёвку. Ребята видят тур и уже начинают верить, что мы правильно идём. Начинаю осторожно идти по гребню в сторону вершины, в надежде на то, что между нами и вершиной не встретится больше особых препятствий. И вот в очередной раз оборачиваюсь, чтобы посмотреть на Петю и Ярика и боковым зрением вижу небольшую металлическую конструкцию, на которую навязаны ошмётки разноцветной ткани, делаю пару шагов вверх и вижу верхушку креста!!! Это чудо!!! Начинаю кричать ребятам: "Вершина! Вершина!". Если честно, никогда так не радовалась вершине, потому что в этот раз вершина была нашим спасением.

Теперь нам предстоял путь вниз по маршруту 1Б. И снова вся ответственность за группу ложится на меня, потому что Петя здесь впервые и вообще никакого представления не имеет куда идти. Ярик был здесь 1 раз 10 лет назад... А я была здесь 2 раза в 2013 и в 2014 году, оба раза в хорошую погоду. К тому же я их сюда затащила, мне теперь и вытаскивать. (Я была инициатором восхождения именно по этому маршруту).

Делаем небольшой привал, съедаем всё что у нас есть и начинаем спуск.
Сначала мы проходим  мимо место спуска с гребня и идём дальше по гребню. Гребень начинает сильно сужаться и я понимаю, что что-то не так. (И тут мы чуть не сходили ещё одну двойку. Здесь по северо-западному гребню проходит ещё один маршрут 2А и тоже выложены туры, поэтому в месте поворота на ледник в тумане легко ошибиться).

Возвращаемся назад, находим место спуска с гребня на ледник. Там лежит огромный довольно крутой снежник. Одеваем кошки. Из-за усталости тратим на это намного больше времени, чем обычно.
За снежником скалы и промаркированная тропа к месту выхода на ледник.
Снимаем кошки, на леднике снова надеваем. Опять всё очень медленно... Время, мы теряем драгоценное светлое время. Туман сгущается. На леднике ориентируюсь по навигатору.
Сначала пытаюсь найти место выхода на верхнюю тропу, потому что на ней меньше провалов. Но тропу не нахожу. Тогда идём вниз до самого конца ледника и видим огромный тур в месте выхода с ледника на морену. Уже около 19 часов. До темноты остаётся 1 час. Туман вместе с наступающими сумерками становится непроглядным. Хоть бы успеть выйти на протоптанную земляную тропу... Принимаю решение идти в связке.

Возможно, это была ошибка № 4. Возможно это было не правильно и очень не удобно, верёвка всё время путалась, мы тратили много времени.

Но иначе, в этом лабиринте камней, среди огромных глубоких провалов и трещин в карсте, можно очень быстро потерять друг друга... Я решила, что не хочу потерять друзей!

В тумане и полутьме поиск следующего тура превращается в своеобразную игру, которая отвлекает от мысли о холодной ночёвке... И когда очередной тур оказывается просто хаотичным нагромождением камней, у меня уже опускаются руки и мне кажется, что мы потеряли тропу... Как вдруг Петя подсказывает мне: "А вон там справа не тур?" "Да, тур!!!" - отвечаю я. И вот окончательно темнеет... Теперь есть смысл включить фонарики.

(От фонариков в сумерках и тумане нет никакого смысла, потому что они создают узкий коридор света, который отражаясь от капелек тумана слепит тебя и вообще ничего не видно, поэтому мы включили их только тогда, когда наступила полная темнота).

Поздравляю ребят с тем, что мы теперь будем ночевать в каких-то сотнях метрах от тропы, потому что искать её в темноте, блуждая между карстовыми трещинами - это самоубийство. И тут Петя светит мне фонариком, чтобы я поменяла батарейки. Потом поворачивается немного в сторону и мы в свете его фонаря видим огромный тур с жирной красной меткой. А опустив глаза вниз, мы понимаем, что уже стоим на хорошо утоптанной земляной тропе. Вот это чудо! И низкий поклон человеку, который маркировал эту тропу.

Наш мозг, почуяв спасение, расслабился и силы начали покидать нас. Спуск длился ещё несколько часов. Ещё потратили время, потому что я решила постраховать ребят на сложном участке спуска вдоль красных скал (в том месте где раньше висела верёвка). Вообще-то там всё спокойно проходится ногами, но думаю, что страховала не зря. Потому что обессиленным, в темноте, не зная куда наступить - спускаться там довольно сложно. И было бы обидно столько пройти и шлёпнуться в самом конце. После брода через реку, я убегаю вперёд, чтобы начать готовить ужин. Но это мне не удалось... Палатку атаковали мыши! Они прогрызли дно и ткань самой палатки и табунами бегали внутри палатки и под тентом! И даже моё присутствие особо их не смутило. Пока гоняла мышей - подошли ребята и свалились в палатку. Я решила всё-таки попытаться сварить суп. Сначала на улице. А потом поняла, что усталость уже ломает меня, занесла горелку, поставила её рядом с собой в палатке и облокотилась плечами на спальник... Очнулась, когда суп уже начал выкипать... И это снова какое-то чудо. Палатка была достаточно раскрыта для доступа воздуха, а горелка не перевернулась от бурлящего супа... Было уже 2 часа ночи, ребят разбудить не удалось, поэтому суп остался на завтрак.

Итог дня, а точнее суток: 21 час беспрерывного движения в поисках пути. Выход из лагеря в 03:30, возвращение в 00:30. Подъём по маршруту 2А через малый ледник, спуск по маршруту 1Б через большой ледник.

День 3.
Утром пошёл дождь. Мы позволили себе поваляться в палатках до 8 утра. Потом не спеша приготовили завтрак, который по времени плавно перешёл в обед. Пока сидели в столовой и обсуждали вчерашний день - познакомились с Мишей из Москвы. Он оказался очень интересным человеком, наша увлекательная беседа с ним затянулась. Он приехал сюда, чтобы прогуляться по этим удивительным местам и хотел тоже подняться на Фишт, а через день после нашего ухода примкнул к группе единомышленников и совершил восхождение на Фишт по классическому маршруту 1Б!!! Вот за что ещё люблю горы, так это за то, что они постоянно знакомят меня с очень интересными и близкими по духу людьми!
Собрались и вышли на маршрут мы около 15 часов. Перед выходом, мы конечно поблагодарили Сан Саныча и передали огромное спасибо человеку, который маркировал нижнюю тропу. Ещё раз низкий ему поклон. Если бы не он - мы бы не выбрались.

В самом конце маршрута, в лесу, на подходах к Яворовой поляне, Ярик, который утром хромал на обе ноги - побежал так, что мы с Петей не смогли его догнать.

И ещё раз хочется выразить Пете моё уважение! И отменить ошибку №1. Не зря мы взяли его в горы и на маршрут! Очень достойно себя проявил!!!
И, конечно, респект Ярику за то, сколько он прошёл, не смотря на боль в ноге.

Итого, 2 серьёзных ошибки было совершено нами. Но мы справились и получили огромный опыт.

Как говорится: "Всё, что нас не убивает, мы делаем ещё раз".

Из снаряжения использовали: 50 метров динамики, кошки, ледорубы, карабины, 1 оттяжку и штук 5 петель разной длины (особенно пригодились длинные).

Ну а теперь немного позитива. Не смотря на то, что было страшно, в то же время было очень весело, спасибо Ярику! И как всегда уже по традиции привезли из похода несколько анекдотов. Возможно не все поймут, но те, кто ходят в горы и знают меня - точно поймут.

- Даша, а почему вы с Петей отстали и вас так долго не было?
- Нуууу... я показывала как работают штаны самосбросы...

- Даааша!!! Там наверху есть хорошая полка?!!
- Нееет!!!
- Ну тогда спускай сюда туалетную бумагу!!!

И конечно, непередаваемы стоны Ярика на спуске по большому Фиштенскому леднику. Тишина, туман, ничего не видно... И тут протяжное "Аааааааааа!!!!!!!!" со сменой примерно 5 тональностей. Это Ярик не правильно наступил на травмированную уставшую ногу... Улыбка на лице, прилив радости и снова хочется жить :)

PS: И в заключение, хотелось бы в очередной раз дать совет новичкам. Не нужно недооценивать гору.
Если уж хочется взойти, то можно пойти по длинному и сложному пути: поехать на альп. сборы, научиться всему, получить опыт, найти достойных напарников, приобрести необходимое снаряжение и ходить альпинистские маршруты самостоятельно.
Если вы хотите пойти по более простому пути, то купите хорошую треккинговую обувь, возьмите в прокат снаряжение и позовите как минимум опытного товарища, который знает маршрут и умеет пользоваться этим снаряжением. А лучше, наймите инструктора или воспользуйтесь услугами опытных организаторов. И это не реклама, а жизненный совет. Мелочная экономия ни к чему хорошему не приводит. Ни одна гора не стоит даже сломанного пальца, не говоря уже о здоровье и жизни!
И кстати, многие думают, что пройдут по навигатору. Это не правда. Навигатор помог мне только в целом сориентироваться в направлениях при движении по леднику. При том, что я знаю и визуально представляю маршрут. В таких местах, как спуск по морене от ледника до красных скал - навигатор вам не помощник. Тропа петляет между полками, провалами и карстовыми трещинами. Шаг вправо, шаг влево - обрыв и навигатор этого не покажет.

1. Дашута!!! Как всегда великолепно! Ты наша умничка!!! Я благодарю Бога что смею надеяться я твой друг!!! Фила поливаю и брызгаю!!! Тебе от него привет!!! И от Дени тоже!!!😀😀😀

2. Даша ты крут:) и пишешь очень занимательно

3. гора...ледник...туман...обрывы и трещины - все фигня Даша, все это просто декорации. причем, декорации, которые вы проходили вместе. А ВОТ СУП В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ- ЭТО ПОДВИГ!!!
    сделать рывок после брода через реку, чтобы успеть мальчикам сварить суп- это реально подвиг, Даша!! вот истинная Женщина- победить вершину, всех мышей и даже не спалить палатку- я в восхищении. = Ирина Николаевна аплодирует в изумлении и да храни тебя Господь, Даша!
    и я не анонимный, у меня просто нет аккаунта в силу своей лени на регистрации.