пятница, 17 марта 2017 г.

День рождения под обстрелом... лавин...

Сегодня у нас праздничный ужин! Вот только чуть-чуть ноги согрею и начну готовить суп... Грибная лапша "Ролтон" с копчёным сыром и гречневые хлебцы (по 2 штучки на человека)... На десерт шоколадка. На улице уже стемнело и мы сидим в палатке, которую вчера притулили на небольшой полочке, откопав эту полочку от снега.. Это был не простой день. В этот день родился новый альпинист - более осознанный и разумный, который ставит жизнь и здоровье свою и товарищей - превыше всего. Ещё один день здесь... Ещё одна переоценка ценностей и переворот сознания.

Немного предыстории.
Вот уже пятый год я приезжаю в День своего рождения в Приэльбрусье.

2013 год - мой первый горнолыжный сноуборд-выезд в Приэльбрусье. Именно в этот выезд я полюбила горы и Приэльбрусье навсегда.
2014 год - первые сноуборд-покатушки на Чегете.
2015 год - фрирайд на сноуборде с гидом по ледникам Эльбруса.
2016 год - школа фрирайда на лыжах. Фрирайд на лыжах на Эльбрусе и Чегете.
2017 год - не стал исключением.

Декабрь 2016 года. Какой-то серый, унылый ничем не примечательный день в городе. Я вышла на кухню, чтобы сгрызть сочное яблоко. На холодильнике много магнитиков с разных поездок. Я ела яблоко и рассматривала панораму южного Приэльбрусья. И тут мой взгляд останавливается  на вершине Чегет... Потом взгляд плавно перемещается на отдельный магнитик с Чегетом, я внимательно рассматриваю его гребень от верхней станции канатки до вершины и понимаю, что хочу съесть вот такое же сочное яблоко в День своего рождения на вершине Чегета (3769 метров).

А теперь мысленно переносимся на пару месяцев вперёд. Ночь 2 марта 2017 года. Машина, под крышу забитая горнолыжным и альпинистским снаряжением, мчится по тёмной трассе в сторону Приэльбрусья. В машине трое. Я и двое моих друзей-напарников: Серёга Чекалин и Алексей Богданов. Я безмерно благодарна им за то, что готовы поддержать мою самую безумную авантюру.

3 марта.
Пограничное Управление в посёлке Эльбрус, где мы получали Серёгин пропуск, как всегда работает в спокойном и размеренном ритме. Из года в год здесь ничего не меняется и всё идёт своим чередом. Пока ждём пропуск - завтракаем на бетонном блоке, лежащем у края сухой и слегка пыльной дороги. Светит тёплое солнце и поют птицы. Даже не верится, что спустя час мы окунёмся в заснеженную зиму.
Сегодня у нас день акклиматизации и мы катаемся на лыжах по склонам Эльбруса от "Бочек" 3800 м. до поляны Азау 2300 м.

Пока мы катались по склонам Эльбруса, с северных склонов Чегета сошла очень масштабная лавина и унесла 7 человеческих жизней. Но эту тему я раскрывать не буду. Об этом событии в сети достаточно информации от экспертов.

Ночевать решили в гостинице, чтобы выспаться после ночи в дороге и утром в комфортных условиях упаковать рюкзаки. Гостиница Чегет - это вообще отдельная тема. В ней время остановилось много лет назад и с тех пор ничего не менялось. Но кое-что разумное и полезное сохранилось. Утром, при выходе из лыжехранилища, каждый проживающий в гостинице записывается в специальный журнал. Если до 19 часов не будет стоять отметки о возвращении - человека начнут искать. Нас утром  тоже записали, хоть мы уже и съехали из номера, и не являлись их гостями, и лыжи наши у них не хранились. Записали состав группы, маршрут и контрольный срок возвращения.

4 марта.
Уже около часа мы сидим на ступеньках под окошком "Касса". Из уст спасателя узнаём о том, что после вчерашних печальных событий, несколько человек числятся пропавшими. То что осталось от заснеженных склонов Чегета - сейчас добивают снарядами из специальных пушек, после чего продолжатся поиски пропавших. В связи с этим, на гору пока никого не пускают.
Через некоторое время, когда обстрел закончился - заработала первая очередь. Мы этим воспользовались и переместились повыше. А чтобы скоротать время ожидания - решили съесть по пирожку с брусникой.
Просидев около часа в кафе, мы уже начали подумывать об альтернативных способах подъёма, т.е. своими ножками. Предъявили пропуска пограничникам, которые сидели в том же кафе, что и мы, встали под рюкзаки. Пограничники проводили нас фразой: "Вас всё равно на гребень не пропустят - гора закрыта".
Всё остальное мне приснилось, а фотки из интернета :) То есть гора закрыта, значит собираем вещи и идём спать. И вот снится мне.
Слева Донгузорун, Накра и Когутаи сверкают в лучах солнца. А мы бодро топаем вверх чуть южнее канатки. На гребень мы должны были выйти с юга, по вытаявшим скалам, чуть дальше места, где заканчивается бугель. Обстрел склонов уже давно закончился и когда мы были в кафе - наверх поехали спасатели. Вдруг какой-то странный хлопок доносится со стороны гребня. Странно... Не могут же они по спасателям стрелять... Через несколько секунд после хлопка - взрыв, с хорошим таким раскатом и эхом. И чёрное задымлённое пятно на заснеженном склоне. Мы скидываем рюкзаки и присаживаемся, чтобы понаблюдать за происходящим. А точнее, чтобы переждать противолавинный обстрел южного склона.

Стреляют не по спасателям (спасатели на северных склонах). В связи с таким масштабным событием, из Москвы приехала комиссия. А когда приезжает комиссия - работа должна кипеть и не прекращаться. Вот и решили ещё и на юг пострелять.

К счастью мы в безопасной зоне на возвышенности и достаточно далеко, чтобы нас не оглушило. Около 20 выстрелов не дали никаких результатов и только оставили на белоснежном заснеженном склоне чёрные пятна от дыма.
Потом около 10 военных лыжников проехались по обстреленному склону (видимо чтобы убедиться, что там уж точно ничего не сойдёт). И всё затихло. Мы продолжили подъём. Как только стрелки часов перевалили за 14 часов - начали наползать облака и на гребне нас окончательно накрыло туманом.
Гребень, по которому пролегал наш путь - скрылся в облаке. А мы скрылись от тех, кто нас мог с этого гребня прогнать...
Когда погода в горах портится - кажется, что время начинает идти быстрее... Пока путь был простым - мы не беспокоились. Но когда мы дошли до скал, по которым нужно было слезть на седловинку - мы задумались о месте ночёвки. Потому что на часах было уже около 16, стало холодать, впереди мы ничего не видели и не знали будет ли дальше место для установки палатки. По пути Серёга присмотрел уютную полочку, такую о которой на подобном гребне можно только мечтать. Мы немного откопали её от снега и поставили там наш дом.
Управились за час и в 17 часов мы уже сидели в палатке и готовились к ужину. За тонкими стенами нашего дома было уже темно, дул ветер и сыпал снег. Надев на себя всю одежду и собрав волю в кулак, я совершила, как сказал Серёга: "Выход в открытый космос", после чего мы улеглись спать. (Хотя мы уже спим, но сон во сне - тоже бывает).

5 марта.
Будильник прозвонил рано. Немного возни в спальниках.
- Серёга (сонным голосом): "С Днём рождения, Дашка!"
- Я: "Отстаньте! Вот на гору сходим - потом и поздравите!"
Быстрый завтрак, успешная попытка впихнуть ноги в замёрзшие ботинки (хотя стояли они внутри палатки, но видимо с краю, поэтому так и не оттаяли). Прогноз сбылся! Туман опустился вниз, образовав под нами море из облаков. А над этим морем поднималось яркое солнышко, играя своими лучами с вершинами окружающих гор.

Я уже перестала пытаться описать словами рассвет в горах. Это великолепие передать невозможно ни словами, ни фотографией. Просто, однажды, испытайте это сами и всё поймёте.

Гребень состоит из скальных "пупырей". На их вершинах, свисающие на северный склон, огромные карнизы. С юга - заснеженные скалы, а ниже - бескрайние снежные поля. Некоторые "пупыри" мы проходим через их вершинки, некоторые обходим слева.

Очень холодно. Руки в толстых флисовых перчатках и огромных тёплых рукавицах - всё равно мёрзнут. Ноги в заледеневших ботинках, естественно, тоже. Приходится всё время шевелить пальцами рук и ног. Через некоторое время воздух немного прогрелся и пальцы начали согреваться. Это очень приятно. А ещё через некоторое время - солнце запалило по-летнему и стало совсем жарко.
Крутой снежный склон южной стороны представлял из себя ледяную корку сверху и сыпучие кристаллы снизу. Попытки траверсировать такой снег - не увенчались успехом. Корка проваливалась, кристаллы под ней рассыпались, а ноги начинали съезжать вместе с "живыми" камнями, на которых всё это лежало.
Поэтому шли по гребню, либо по скальным полкам слева. Один из ключей маршрута - это жандарм "Палец". Его нужно обходить слева (в писании по скальным полкам). Но скальные полки видимо оказались под снегом и перед нами были отвесные скалы, упирающиеся в очень крутой снежный склон под ними.
К этому времени солнце уже разыгралось ни на шутку и растопило то что было. Снег стал мокрым и тяжёлым и начал ползти по крутому уклону, в одном месте на пути обхода "Пальца" просматривалась небольшая лавина. Мы присели отдохнуть и подумать. И приняли коллективное решение, что на вершину мы не пойдём. Потому что вылезти по раскисшему снегу такой крутизны - практически невозможно. А возвращаться назад после обеда, когда он совсем раскиснет - будет уже не реально. И придётся ждать, когда стемнеет и всё это замёрзнет. С заходом солнца становится очень очень холодно. Мёрзнуть мне не хотелось и мы единогласно проголосовали за возвращение к палатке. Ребята косились на меня. А что я? Ну и что, что у меня День рождения. Адекватность никто не отменял. А удовольствие от красивейшего маршрута я уже получила. Без сомнений могу сказать, что пока, это самый красивый маршрут, который я ходила. Мы отправились в обратный путь, наслаждаясь прекрасной погодой и завораживающими видами вокруг.

На вершине так называемого "Купола", Серёга откопал табличку и мы узнали, что стоим на вершине пика Академии.
Здесь мы и решили съесть три вкусных, сочных яблока, которые я притащила с собой.

Когда вернулись к палатке - по прежнему светило тёплое солнышко и я уселась топить снег на улице.
На это, кстати, уходит очень много времени. Натопила воды для ужина и чая - и уже вечер. Очень красиво и в палатку заходить не хочется.
Красавица Ушба греется в лучах заката.

Серёга тоже выходит посмотреть на закат. По горам поползли тени, стало холодать. Но оторваться от таких видов очень трудно, поэтому залезли мы в палатку вместе с последними лучами заходящего солнца.

6 марта.
Я быстро выскочила из спальника, оделась и вышла из палатки, чтобы созерцать ещё один невероятный рассвет.

Затем сбор лагеря и спуск.

Не завтракали, чтобы накопить аппетит и позавтракать айраном и пирожками с брусникой! Сегодня в кафе мы первые самые ранние посетители.

Меня переполняют смешанные чувства. Радость от прекрасно проведённого времени, немного разбавляется грустью о людях, погибших в лавине. Можете считать меня бессердечной или чёрствой, но я не жалею людей, погибших в горах. Их риск - это их осознанный выбор. (Сейчас я имею ввиду людей, которые осознают что они делают и на что идут, а не "безбашенных" идиотов). Ведь очень часто гибнут далеко не глупые, а разумные и опытные люди, по своей вине или по воле обстоятельств. Я не жалею их, за то, что они, возможно, совершили ошибку. Я уважаю их, потому что это те не многие, кто осмелился делать то, что ему нравится. Осмелился быть счастливым...

В голову приходит заключительное четверостишие моего стиха:
...
Когда вернёшься вниз, где город и пылят машины,
И кто-то спросит: "Стоит ли туда идти, чтоб две минуты посмотреть с вершины?"
Ты опустив глаза лишь промолчишь. И сменишь тему, как обычно просто.
Не зря же говорят, что горы зовут тех, чьи души им приходятся по росту...

1. Хороший писатель в тебе живёт Даша. С прошедшим. Всех благ, здоровья, успехов

2. Даша, красивые стихи и фотографии !

3. Даша! Восторг! Восхищаюсь тобой! Спасибо за чувства и эмоции, которые передаешь простыми словами. Спасибо за шикарные фото! Спасибо за глубокие стихи!