воскресенье, 1 марта 2015 г.

5642 метра или как мы лето зимовали

Вокруг темно и холодно... Свет фонаря освещает только свои ноги и ноги впереди идущего. Руки изо всех сил сжимают треккинговые палки, чтобы хоть немного согреть замёрзшие пальцы. В голове только одно. Сейчас я пройду свои 50 шагов и смогу немного отдохнуть. 48, 49, 50 ... Ноги подкашиваются, и лицо погружается в прохладный пушистый снег...
Мы ждали этого целый год...

И вот, со счастливыми улыбками и огромными рюкзаками, мы стоим на вокзале, обмениваясь первыми впечатлениями.

Этот день полон суеты. Нужно закупить продукты, недостающее снаряжение и отправиться, наконец, из города к месту нашего старта.

Время как обычно летит незаметно. Всю организационную суету мы довольно быстро одолели и вот уже УАЗик с рюкзаками на крыше везёт нас в посёлок Нейтрино.

В краю снегов и величавых скал,
Там, где весна не наступает в марте,
Как обелиск романтики он встал,
Посёлок, не отмеченный на карте...

Нейтрино - это маленькая элементарная частица, рожденная в глубинах космоса, летящая сквозь миллионы галактик и звезд, не ведающая преград и поражений, нашла своё пристанище в маленьком уютном посёлке, скрытом от посторонних глаз - посёлке Нейтрино. Именно тут живут люди, которые позаботились о ней, стали изучать происхождение и жизнь этой маленькой частички. Здесь ученые заняты работой над познанием Вселенной, а местные жители славятся гостеприимством и вкусными хычинами.

Величие и красота гор, окружающих этот прекрасный уголок, завораживают своей неприступностью. Они, как огромные, добрые великаны, хранящие тайны веков охраняют это место. Посёлок Нейтрино это маленький мир - маленький, но могучий и сильный (курсив с сайта http://neutrinopos.1gb.ru).

Когда мы выгружали вещи - был уже вечер.
Нас разместили в уютной квартире и мы стали готовиться к завтрашнему выходу.

На ближайшие 4 дня у нас была увлекательная программа - акклиматизационный выход на перевал ВЦСПС (3310 м) и вершину Курмычи (4045 м).

Подъём был не очень ранним, а сборы довольно неспешными и примерно в районе обеда мы начинаем топать по полю в сторону леса.

Не успела тропинка повернуть круто вверх, а перед нами уже открываются великолепные панорамы на заснеженные вершины Приэльбрусья.
В нос ударяет свежесть горного воздуха и запах свежескошенной травы. Это значительно прибавляет бодрости, и рюкзак перестаёт казаться таким тяжёлым, а ноги, будто сами бегут впереди тебя в ожидании чего-то особенного.

Тропинка петляет по крутому склону то, убегая в глубину хвойного леса, то подводя нас к самому краю ущелья с бурлящей рекой и водопадами.

Голодные комарики, видимо очень желающие позавтракать, не оставляют шансов на долгие остановки.
Лес постепенно заканчивается, и начинаются альпийские луга. Альпийские луга - это край огромных трав, из которых поднимаются горы.
Особенно хорошо в этом волшебном краю живётся жирному, мясистому борщевику и крапиве в человеческий рост. Наш инструктор Пётр прорубает нам путь среди зарослей этих огромных цветущих растений.

Когда проходишь под цветком, который выше тебя - невольно ощущаешь себя карликом, который случайно забрел в волшебную страну великанов. И это чувство посещало нас ещё не один раз на протяжении нашего пути...

А вот и место первой ночёвки! Небольшая полянка между ручьями.

Палатки установлены, а яркое тёплое солнышко даже и не думает скрываться за горизонтом. Все заняты своими делами. Кто-то фотографирует, кто-то загорает, кто-то просто отдыхает.

Но некоторым не сидится на месте и мы с Алексеем решили прогуляться.

Мы находились в ущелье, а по обе стороны от нас поднимались небольшие хребты. На один из них мы и решили забраться.

Подъём оказался гораздо круче, чем нам виделось снизу. После часа довольно утомительного подъема мы решили осмотреться. Далеко внизу стояли крошечные палатки, которые мы с трудом смогли рассмотреть. Тут-то мы по-настоящему оценили масштабы того места, куда пытаемся подняться. Ещё час пути и кажется, что до вершины можно дотянуться рукой, но на ущелье начинает опускаться туман.

Стоя наверху, мы видели, как серые облака окружают долину, в которой находится наш лагерь. Они медленно и беспощадно поглощают всё на своем пути, укутывая своим серым покрывалом деревья, камни, поляну, реку...

Стало немного не по себе. Мысль о подъёме на вершину хребта улетучилась вместе с первым порывом холодного ветра.

Спустились в лагерь мы с последними лучами заходящего солнца. Ребята встретили нас горячим ужином. После ужина состоялась проверка снаряжения и небольшая лекция по обращению с ним.

Утомленные коротким, но насыщенным днём, все разошлись по палаткам. Только мне, Денису, Вере и Диме эмоции никак не давали расслабиться, и мы решили выпить ещё чаю. "Ой", - сказала Вера. И мы увидели, как в термос высыпалось около трети пачки заварки. Так, за крепким чаем и разговорами, мы не заметили, как наступила полночь.

Туман разошёлся, и небо заискрилось миллионами разноцветных огоньков. Ночное небо в горах - это что-то неописуемое, завораживающее своим великолепием. Это то, на что можно смотреть часами. Это то, от чего перехватывает дыхание и замирает сердце. Это один из тех моментов, когда чувствуешь, что живёшь...

Утро порадовало нас отличной погодой.
Сегодня начиналась более сложная часть нашего маршрута и первым препятствием стала переправа через реку. Воды было много, поэтому пришлось перебрасывать наши огромные рюкзаки на другую сторону и прыгать налегке.
Трава из-под ног незаметно исчезла, и тропинка стала петлять по небольшой каменной осыпи.
Дойдя до места привала
и осмотревшись по сторонам, мы увидели впереди огромный водопад, а справа небольшой кулуар, по которому проходил наш дальнейший путь.
Мы с Денисом схватили рюкзаки и побежали фотографировать водопад.
Позируя у водопада, я почувствовала, как от него пошёл очень сильный поток воздуха, и сверху прилетело несколько камней. Мы поспешили отойти и тут, в считанные секунды вода в реке из кристально чистой превратилась в коричневую жижу. Позже мы поняли почему...

Ребята уже начали подниматься наверх, и мы с Денисом оказались замыкающими.

Преодолев с Петей и Димой этот участок маршрута, мы вышли на более ровное место и уже почти порадовались тому, что преодолели такой сложный подъём.
Но наверху, на скале, мы увидели Петра, который махал нам и кричал, что он уже провесил верёвку и чтобы мы шли туда.
Верёвка... Значит, будет еще сложнее...

Как в итоге оказалось, подъём был не таким уж и сложным. Я пролезла его обычным лазаньем и уже в самом верху увидела Серафиму, которая с довольным видом фотографировала всех сверху.

А вид, по всей видимости, у неё был таким довольным, потому что она лезла этот подъём с единственным жумаром, а все остальные с прусиками.

Тем, кто работал с верёвкой и страховочными устройствами впервые - было немного сложнее. Тем, кто с этим уже сталкивался - полегче. Но в итоге все преодолели этот подъём и счастливые, довольные и возможно немного испуганные, пошли дальше.

Наш дальнейший путь пролегал через ущелье. В таких местах, где уже нет травы и цветов, среди камней и скал всё кажется безжизненным и немного пугающим.

И в этих местах нам предстояло провести ещё два дня.

Мы поднимались по каменной осыпи вдоль реки.

Проходя небольшие снежники, снова начинались камни и подъём, подъём, подъём... Стало прохладно и сыро. Из ущелья снова начал медленно сползать туман.
Ребята, идущие впереди, совсем пропали в серой дымке. И вот, наверху, я увидела два ярких пятнышка, едва различимые в тумане. Это были Вера и Дима. Они сказали, что лагерь справа за рекой и снова пропали в дымке.

Начал накрапывать дождик. Я дождалась ребят и обрадовала их, что осталось совсем чуть-чуть. Подул ветерок, туман рассеялся, и мы увидели за рекой наш лагерь.

Место стоянки находилось на небольшой возвышенности. Справа и слева из ущелья поднимались ввысь острые скалы. С одной стороны ущелья у их подножья была каменная осыпь, а с другой стороны ещё не растаявший лед.

Места под палатки были ровными и обложены вокруг каменными стенками. Пока ставили палатки, дождик прекратился. Но всё равно было сыро и холодно, поэтому после ужина мы сразу разошлись сушить вещи и отдыхать.

Солнце уже село, но было ещё довольно светло. Я уже собиралась залезть в спальник, как вдруг услышала какой-то гул. По моим испуганным глазам Денис понял, что я такого ещё не видела. Он быстро расстегнул палатку, и я увидела как с самого верха тех самых скал, окружающих ущелье, срываются огромные камни и с грохотом падают на лёд, а потом скатываются в пропасть. Этот звук падающих камней... Навевает ужас... Но Денис сказал, что на нашу возвышенность камни не упадут. И я успокоилась.

Уже совсем стемнело, мы улеглись и начали засыпать. И снова звук камней. Только другой звук. Тихий и совсем рядом с нами... Такое ощущение, что маленькие камешки вокруг нас просто переворачиваются на месте. Это были горные туры. Они почуяли людей и решили проверить, не перепало ли им чего-нибудь вкусненького.

Пока они ходили вокруг нашей палатки мне не спалось. Я спросила у Дениса, не уронят ли они на нас ту каменную стенку, которой огорожена палатка, но он уже спал. Наконец усталость сморила и меня и я тоже заснула.

Утром был ранний подъём и быстрый сбор.

Позавтракав,
мы вышли на вершину Курмычи. Тропа на вершину сначала петляла среди огромных камней вдоль реки, потом терялась на леднике и снова появилась на каменной осыпи, ведущей к перевалу ВЦСПС.
Пройдя ледник и выбравшись на перевал, мы увидели ущелье Адыл-Су.
Невероятно красивая панорама. Внизу зеленое ущелье, из которого поднимаются заснеженные пики.
Погода была отличной. Светило солнце, а на небе не было ни облачка. Вершина Курмычи была хорошо видна и, казалось, что она уже совсем близко.

Мы петляли по каменному хребту, обходя острые пики то справа, то слева.

И вот финальный подъём. Когда мы подошли, уже была провешена верёвка и часть ребят поднялись. Пока Денис помогал оставшимся, я заметила, как резко изменилась погода.

На нас опустился густой туман, подул холодный ветер и пошёл град со снегом.
Когда я поднялась, увидела Веру и Диму, которые сидели под камнем и ждали, когда рассеется туман и станет хоть что-нибудь видно.

Пётр и Серафима уже поднимались к вершине. Где-то за ними шёл Алексей.

Началась гроза...

Пройдя метров 20 вверх, мы увидели, как навстречу нам практически кубарем катится с горы Серафима. Она с испуганным видом залезла под камень. За ней прибежал Пётр, схватил наши ледорубы, скинул вниз и сказал, чтобы все быстро спускались.

Сначала мы не совсем поняли, в чём дело. Серафима немного успокоилась и рассказала нам, что было наверху. Когда она и Пётр были в нескольких десятках метров от вершины, металлические застёжки на их куртках и карабины на системах начали электризоваться и звенеть. Они быстро скинули всё железо и разбежались в разные стороны от хребта. В этот момент где-то совсем рядом ударила молния. Вниз они спускались ползком, выбрасывая вперёд карабины и ледорубы.

Закончив свой рассказ, Серафима поспешила вниз. За ней начали спускаться остальные ребята. Мы с Денисом сняли с себя всё железо и сидели под камнем в надежде на то, что гроза прекратится, и мы сможем добежать до вершины.

Над вершиной появился небольшой просвет. Это наш шанс! Побежали! Не успел Денис выбраться из-под камня, как мы услышали над его головой звонкое "бзззззз!!!!" и он снова улёгся под скалой. Грозовой фронт всё ещё над нами и воздух очень сильно наэлектризован.

Ещё несколько минут и снова попытка встать на ноги. Поднимаем головы и тут снова над капюшоном звонкое "бзззззз!!!", в глазах яркая вспышка и громкий раскат грома!!!

Вот что значит "гора не пускает". Какие-то десятки метров до вершины, а мы лежим под скалой и не можем даже поднять голову. И снова то чувство о карликах и великанах... Ты лежишь, такой маленький и беззащитный под скалой огромного каменного великана и не можешь сдвинуться с места до тех пор, пока он не позволит тебе этого сделать...

В рюкзаках системы с железными карабинами, поэтому они отброшены подальше в сторону. При попытке взять рюкзак в руки, на голове снова начинает собираться заряд.

Преодолеваем ползком часть маршрута и встречаем ребят, сидящих на тропе. Впереди, метрах в 20-ти лежит всё наше железо: треккинговые палки, кошки, сброшенные вниз ледорубы и карабины. При попытке подойти ближе, все это начинает звенеть и на голове начинает снова собираться заряд. Кстати, подходить ближе нескольких метров друг к другу тоже опасно. Так и сидим, разбросанные по склону под сдувающим ветром и усилившимся снегом.

Грозовой фронт немного отдаляется, и Алексей делает первую попытку спуститься ниже и забрать снаряжение. Ему это удается. Но нести ледоруб и палки в руках опасно, т.к. всё это периодически начинает звенеть и искриться. Поэтому, выбрасывая вперёд всё железо, он медленно начинает продвигаться вниз.

Мы тоже осторожно подбираемся к нашему снаряжению, связываем его верёвкой и, выбрасывая на несколько метров вперёд рюкзаки, ползком пытаемся спуститься с вершины хребта, таща за собой связку ледорубов и палок. Голова по прежнему периодически звенит, а волосы на голове электризуются и поднимаются из-под шапки. Ветер и снег усиливаются, из долины надвигается туман, становится холодно. Ползком спускаемся к перевалу. Там гроза немного отступает и даёт нам возможность встать на ноги и одеть рюкзаки.
Видимость практически нулевая, но за счёт рельефа удается сориентироваться и определить направление движения.
Здесь понемногу начинают приходить чувства. Понимаю, что замёрзла. Пока Денис доставал перчатки, я поняла, что мне хочется сесть (или даже лечь) и не двигаться. Но этого делать нельзя. Поэтому, повиснув на треккинговых палках, пытаюсь стоять.

Добираемся до ледника. Там уже совсем нет ветра и, кажется, что совсем тепло. Туман немного рассеивается и мы видим впереди Веру и Диму, которые радостно скачут вниз по снегу и смеются. От осознания, что лагерь уже близко, мы тоже взбодрились. Так за разговорами и до топали до реки, вытекающей из ледника.

Встретили Петю, который рассказал, что только что прямо здесь сошёл сель. Что Пётр и ребята пошли обходить это место по довольно крутой части ледника, а он остался ждать нас. Действительно, в реку со склона продолжала сползать грязь. Вместе с грязью и мелкими камнями на тропу к нашему лагерю медленно выплыл огромный валун.

Кстати, вот почему вчера вода в водопаде резко стала грязной. За целый день лёд под камнями подтаивает, и периодически происходят обвалы и оползни. Камни вместе с грязью сползают в реку, и вода становится мутной.

Мы благополучно обошли это место и спустились к лагерю.
Шёл дождь, рюкзаки промокли, и мы сразу залезли в палатку, завалив всё свободное место мокрыми рюкзаками и вещами. Не было сил даже снять ботинки, поэтому ноги остались снаружи. Просидев так некоторое время, мы услышали, как к нам подошел Алексей и закинул под тент палатки наш ужин (кусок хлеба и рыбную консерву). Ещё у него в термосе оказался спасительный горячий чай. Кружки не нашлось, поэтому мы заполучили полную тарелку чая. Это нас взбодрило, мы нашли в себе силы снять обувь и полностью залезть в палатку. Рассевшись по-турецки, мы поставили между нами миску с чаем, откопали в кармане палатки припрятанную заначку из конфет и наконец-то поужинали. Спать в этот раз было тесно, потому что в небольшой двухместной палатке, помимо двоих людей, ещё сушились два больших рюкзака и куча вещей. Зато было тепло.

На протяжении ночи, сквозь сон, я слышала, как двигаются камни... После сильного дождя и сошедшего селя, камни где-то наверху, довольно далеко от нас, продолжали медленно ползти. Этот звук соприкасающихся друг с другом камней приходил эхом откуда-то из-под земли.

Проснулись мы довольно поздно, т.к. всю ночь и всё утро лил дождь, и мы ждали, когда он хоть немного прекратится. Да и спешить нам было особо некуда, потому что весь сегодняшний день у нас был отведен для спуска. Полного окончания дождя мы так и не дождались и начали собираться. Завтрака сегодня не было, потому что расчёт продуктов у нас был на три дня, а сегодня шёл уже четвертый. Перекусив шоколадкой и остывшим вчерашним чаем, мы с Денисом стали запихивать в чехол мокрую палатку, которая никак не поддавалась.

Ребят догнали как раз в том месте, где был спуск по верёвке.
Погода внизу очень изменилась. Светило солнце и было тепло. Спуск по верёвке преодолели довольно быстро и не заметили, как снова оказались в зарослях борщевика и крапивы.

Когда спускались по лесу, обнаружили, что прямо вдоль тропинки растёт огромное количество разных съедобных грибов.

Так, между делом, набрали целый мешок и вечером, когда вернулись в квартиру, нажарили огромную сковородку картошки с грибами, которая стала приятным бонусом за наши старания, на протяжении предыдущих четырёх дней

11 утра... Кровать... День отдыха. Для организма - это необходимость, чтобы восстановиться после перепада высот. А для нас отличная возможность высушить мокрые палатки, рюкзаки и вещи. Пока организм восстанавливался, а вещи сушились, мы пили и ели. Целый день. А так же смотрели видео, фотографии и делились впечатлениями. День пролетел незаметно. Вечером были сборы и подготовка к самой главной цели - подъёму на Эльбрус.

Раннее утро, Баксанское ущелье ещё спит, а мы уже поднимаемся на вагончике маятниковой канатной дороги к станции Мир (3500 м). Зимой мы здесь катаемся на сноуборде, поэтому места очень знакомые. Снега нет, и нам удаётся отчётливо рассмотреть огромные трещины в леднике Малый Азау.

Дальше на одноместном кресельном подъёмнике поднимаемся до станции Гара-Баши (3800м), откуда открывается вид на одноименный ледник. Забрести на него в плохую погоду - означает погибнуть. Весь он изрезан лабиринтами огромных трещин, которые зимой прикрыты снегом. А летом, в хорошую погоду, своим видом навевают ужас.

Дальше пешком до Приюта 11-ти. Чуть выше станции Гара-Баши начинается снег, который лежит здесь круглый год. Снова туман. Идём шаг в шаг за инструктором, чтобы не пропустить поворот к приюту. В какой-то момент мне показалось, что я уже совсем ничего не вижу в этом тумане, и немного приподняла солнцезащитные очки. В глаза ударила яркая вспышка. Несмотря на туман, на такой высоте солнце светит очень ярко и даже в туманную и пасмурную погоду нужно ходить в очках. Иначе можно получить ожог сетчатки глаз, и просидеть несколько дней без зрения.

Наконец тропа повернула влево. Это тропа к приюту. Находим наш домик, но времени на отдых нет. Завтра единственное погодное окно для восхождения. Скидываем лишние вещи и выходим на акклиматизацию на скалы Пастухова (4800 м)

Подъем дался довольно легко. Только последние метров 50 пришлось попыхтеть. Но зато у верхней кромки скал туман рассеялся, и перед нами открылись вершины Эльбруса. Вот они, так близко и в то же время так далеко...

На спуске нас снова накрыло туманом. Быстро поужинали и легли спать, т.к. завтра в 2 часа ночи нам нужно было уже встать и выйти на вершину. Этот короткий отрезок вечера было трудно назвать сном. На мне была одета почти вся моя одежда, в которой я пойду (чтобы не тратить время на сборы).
Зазвонил будильник. Мы встали, надели системы, покрепче зашнуровали ботинки, пристегнув к ним кошки. В рюкзаке термос с горячим чаем, конфеты и пуховая куртка, которая, казалось, не пригодится.

Чуть выше скал Пастухова начался рассвет. Рассвет в горах это ещё один из тех моментов, когда чувствуешь, что живёшь... Это невероятно красиво, особенно на такой высоте. Сначала край заснеженного склона начинает краснеть, а потом огромная долина внизу медленно появляется из темноты и предстаёт твоему взору во всей своей красе, ещё спящая и спокойная. Я видела рассвет справа, боковым зрением. Но остановиться и посмотреть, как встаёт солнце, не было возможности. Нам нужно было идти, чтобы успеть дойти до вершины. На Эльбрусе точка возврата - это 2 часа дня. Если до этого времени не успел дойти до вершины, нужно разворачиваться и идти назад. Мы все хотели успеть...

До косой полки дошли пятеро из нас... Два инструктора: Пётр и Денис. Я, Вера и Дима. Перед косой полкой начинается короткий, но очень крутой участок подъёма, а потом небольшая ровная площадка, на которой можно отдохнуть. Пётр шёл немного впереди. Наш темп уже сбился, и мы шли, кто как может. Когда я увидела, как упал Дима, я подумала, что он уже не встанет. Он лежал лицом в снегу и не шевелился. Но потом снова встал и медленно пошел. Подняв голову вверх, я увидела, как Денис уже преодолел крутой подъём и стоит у начала косой полки. Мне казалось, что вот он, уже совсем рядом, сейчас я сделаю несколько шагов и тоже наступлю на ровное место. Не знаю, сколько шагов я ещё сделала, но это время мне показалось вечностью. Наконец ровная поверхность! Скидываю рюкзак и сажусь на него. Всё как в тумане. Вера и Дима совсем близко. Вера останавливается в паре шагов от ровной поверхности и долго стоит. Потом делает два шага и падает. Её догоняет Дима. Дует очень сильный холодный ветер. Денис помогает Вере встать, и они с Димой забираются за огромный сугроб. Я всё ещё сижу на рюкзаке, смутно воспринимая всё происходящее. Из всего, что я в тот момент ощущала - это то, что у меня очень сильно замёрзли руки и онемели пальцы на ногах. Подошёл Денис, растормошил меня и сказал, что Вера с Димой пойдут вниз. А мы пойдём дальше. Потом мы сняли перчатки и отогрели руки. Денис напоил меня горячим чаем и дал конфету. Мне полегчало.

Когда переваливаешь за высоту 5000 метров, движения становятся короткими и медленными, пропадает ощущение времени, чувства притупляются.

Обратила внимание, что небо из привычного голубого превратилось в тёмно-синее с оттенком чёрного. Никогда раньше такого не видела…

Мы шли по косой полке. Если чуть ниже я ещё могла сделать 20-30 шагов, то здесь количество шагов сократилось сначала до десяти, а потом до четырех. Делаешь четыре шага и стоишь. Потом снова четыре шага и снова стоишь. И так множество раз. Иногда поворачиваешься, чтобы посмотреть, сколько уже прошёл и понимаешь, что та ровная площадка, на которой сидели, практически не отдаляется. По-прежнему дул сильный ветер. Мы шли по очереди, сначала я впереди, потом Денис. Чтобы хоть немного отдыхать от ветра. Реакция на происходящее была очень замедленной. Когда я шла впереди, а потом останавливалась, то чувствовала как, не успев остановиться, Денис упирается сзади в мой рюкзак. А когда я шла за ним, то точно так же при каждой остановке упиралась головой в его рюкзак. Пройдя так примерно за середину косой полки, мы совсем остановились. Склон был крутым, выпущенные из рук треккинговые палки укатывались вниз. Садиться было нельзя. Чтобы немного отдохнуть, мы подперли друг друга головой в плечо и так стояли. Стояли, пока не поняли, что дойдя до вершины, сил на спуск у нас уже не останется...

Сообщили по рации Петру, чтобы он нас не ждал, и повернули назад.

Дойдя до ровной площадки в начале косой полки, ко мне вернулись чувства. Вот он, ещё один из моментов, когда по-настоящему чувствуешь, что живёшь... Ты начинаешь что-то чувствовать... Сначала я не понимала что именно. А потом ко мне пришло осознание, что я очень сильно замёрзла. Надела пуховую куртку. Денис помог снять кошки, и к передавленным пальцам на ногах стала поступать кровь. Руки согрелись. Сидеть вот так на солнышке и чувствовать всё происходящее, было очень приятно. Но нужно спускаться.
По пути встретили Алексея, который медленно, но верно дошел-таки почти до косой полки. Увидев нас, он обрадовался и пулей побежал вниз.
Нам спешить было особо некуда, поэтому шли мы очень медленно. Часто останавливались, чтобы посидеть или поваляться на снегу. Внизу было совсем тепло, и не доходя метров 200 до домика, мы ещё долго сидели на снегу, любуясь окружающими видами.

Когда зашли в домик, Петя и Дима бодрствовали. А Вера и другой Дима спали в глубокой отключке. Скинув рюкзак, я, не раздеваясь, накрылась спальником и последовала их примеру.

Утром мы спускались вниз, потому что для второй попытки подняться не было ни погоды, ни сил.

До станции Гара-Баши добежали очень быстро. Но обещанную канатку никак не запускали. Не долго думая, мы с Денисом взяли рюкзаки, и пошли вниз пешком.
Сначала мы гуляли под самой канаткой, среди огромных валунов, а потом вышли на тропу.

На станции Мир было очень людно. Толпа туристов ожидала своей очереди на канатку, чтобы подняться наверх. Рядом работало кафе, и мы присели на лавочки. Запахло дымком, и я вспомнила про хычины. Мы заказали хычинов и чай с барбарисовым вареньем. Это были самые вкусные хычины, которые я ела!!!!!!!! Заработала канатка и ребята спустились вниз. На новой канатке до поляны Азау мы спустились очень быстро и все побежали в кафе кушать хычины. А мы с Денисом, уже сытые и довольные, пошли бродить по рыночку.

Когда спускались от поляны к машине, туристы смотрели на нас с недоумением. Помимо огромных рюкзаков, на нас были штаны и куртки, а на некоторых даже шапки. В то время как все ходили в шортах и майках. Один маленький мальчик даже попросился с нами сфотографироваться. Мы вручили ему в руки ледоруб, а его мама сделала несколько фотографий, после чего он счастливый и довольный побежал дальше.

До Нейтрино доехали быстро. Решили не терять ни минуты и пойти прогуляться. Обув свои лёгкие треккинговые ботинки, и сняв тяжёлый рюкзак, я порхала как бабочка. В окрестностях Нейтрино находился старый город, и мы решили его поискать.

Как только вошли в лес - начался дождь. Но после всего, что мы пережили, нас это ничуть не огорчало, и мы бодро топали по тропинке в поисках каменных построек. По пути забрели на поляну, усыпанную спелой малиной и земляникой, и наелись вдоволь!!! Наконец лес закончился, и мы вышли на открытый холм, на котором и находился старый город, который мы искали.
Там было множество построек, точнее их фундаменты с невысокими стенами. Большие и маленькие, с одной комнатой и с несколькими. Это был действительно целый город! Нагулявшись там, спустились к дороге. По-прежнему лил дождь, и началась гроза. Мы шли вдоль дороги в сторону посёлка, хлюпая ногами по лужам.
По совету местного парня, немного свернули с дороги, чтобы попить минералки, которая текла прямо из трубы. Потом мы решили немного срезать и по крутому косогору, по протоптанной коровьей тропе поднялись прямо к нашему дому. Там нас уже ждал вкусный горячий ужин, приготовленный ребятами, душ и мягкая кровать.

Вечером, сидя на кухне, мы ещё долго слушали увлекательные и временами, пробирающие до мурашек по коже, истории Валеры, гостеприимного хозяина квартиры в Нейтрино. Он рассказывал нам о том, как попадал в трещины ледника, как на приютах Эльбруса ночью что-то неведомое стучит в дверь приюта, и что те красивые облака, которые мы фоткали утром, в день спуска с приюта - это сама смерть...

Утром у подъезда нас уже ждал УАЗик,
чтобы отвезти обратно в Пятигорск, на то самое место, откуда забрал 11 дней назад.
Из Пятигорска на электричке доехали до Ессентуков, где во дворе у Дениса стояла наша машина. Небольшая прогулка по городу и вот мы уже мчим по ночной трассе в сторону дома...

В заключение хотелось бы добавить. При возвращении многие спрашивают: "Ну что, покорили?" Так вот в альпинизме фраза "покорить вершину" не совсем уместна. Не мы покоряем горы. Горы покоряют нас... А мы... Да что мы?! Как говорил великий альпинист Анатолий Букреев: "Мы можем лишь на время сровняться с их высотой и спуститься живыми, если повезёт" ...

Горы имеют власть звать нас в свои края
Там навсегда остались лежать наши с вами друзья
Тянутся к высоте люди большой души
Не забывайте тех, кто не пришёл с вершин...